Комментарии в СМИ

«Законодательство о закупках должно стать прозрачным»

Старший юрист корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры» Ольга Дученко отмечает строгость 44-ФЗ и подчеркивает, что осуществление закупки по 44-ФЗ обычно занимает гораздо больше времени, нежели по 223-ФЗ.

Отмена закона №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц» не упростит ситуацию с исполнением государственных и полугосударственных закупок. Такое мнение озвучили участники конференции «Корпоративные закупки. Практика применения федерального закона №223», которая проходит в Санкт-Петербурге.

Сейчас действуют два федеральных закона, регламентирующих закупки: №223 и 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Главная задача второго – контролировать расходование государственных средств, поэтому большинство заказов на строительство или реконструкцию социальной инфраструктуры заключается именно по 44-ФЗ.

«44-ФЗ очень строгий. В нем жестко регламентированы правила как осуществления закупок, так и исполнения госконтрактов, поэтому и заказчикам сложно соблюсти процедуру, и подрядчикам нелегко исполнить обязательства без нарушений, особенно в части сроков. Последствия неисполнения могут оказаться крайне плачевными для компаний. Осуществление закупки по 44-ФЗ обычно занимает гораздо больше времени, нежели по 223-ФЗ», – сообщила старший юрист адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» Ольга Дученко.

Однако, несмотря на всю строгость проблем с исполнением, заказов по 44-ФЗ очень много – большинство не вовремя сданных школ, дорог и поликлиник строилось именно по этому закону.

«При работе в рамках 223-ФЗ заказчик сам диктует правила осуществления закупки, поэтому исполнить их проще», – добавила юрист. В рамках этого закона, как правило, работают госкомпании либо компании с госучастием. Впрочем, проблемы с неисполнением или ненадлежащим исполнением есть и в данном случае.

«Основная претензия к 223-ФЗ – непрозрачность и отсутствие конкуренции, так как многие сделки заключаются, когда в тендере был всего один участник», – добавил глава Комитета по государственному заказу Петербурга Александр Жемякин. Для активизации конкуренции чиновник предложил эффективнее распространять информацию о закупках: «Представители малого и среднего бизнеса не участвуют в торгах потому, что попросту не знают о том, что таковые проводятся».

Электронная торговая площадка «РТС-тендер» уверена, что большую часть проблем с 223-ФЗ можно решить автоматизацией всех этапов исполнения договоров и цифровизацией всего потока документов. Программа, позволяющую достичь всего этого – «Модуль исполнения контрактов» (МИК), – уже показала свою эффективность в рамках 44-ФЗ.

«МИК реализует базовый принцип контрактной системы – прозрачность. Этап исполнения контракта не менее важен, чем другие этапы, выбор исполнителя контракта к примеру. При этом МИК создает необходимую среду для следующего шага в автоматизации исполнения контрактов – smart-контрактов, основным принципом которых является полная автоматизация и достоверность исполнения договорных отношений. Полная автоматизация предполагает снижение уровня человеческого контроля, что само по себе революционно и качественно обновляет сформировавшиеся практики. Smart-контракты способны принимать самостоятельные решения, основываясь на запрограммированных условиях. Впоследствии соответствующие доработки планируются в дополнение к МИК», – пояснил генеральный директор «РТС-тендера» Владимир Лишенков.

Ольга Дученко напомнила, что в 2017 году был неудачный опыт перевода закупок унитарных предприятий под действие 44-ФЗ. Однако власти быстро поняли, что это неэффективно: многие товары, работы, услуги стало невозможно закупить в сжатые сроки. В итоге начали множиться исключения, а в 2018 году произошел практически полный возврат ГУПов и МУПов под действие 223-ФЗ.

«Доля корпоративных закупок в госзаказе составляет свыше 60%. Для развития экономики, обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства корпоративные закупки играют очень важную роль», – отметили в Комитете по госзакупкам Петербурга.

По итогам первых трех кварталов 2019 года сумма закупок по 223-ФЗ составила порядка 500 млрд рублей, из них 90 млрд рублей по установленной квоте пришлось на субъекты малого и среднего предпринимательства.

«А это означает, что для них, а также для сегмента самозанятых, создаются новые рынки сбыта и развивается благоприятная среда для ведения бизнеса в Северо-Западном федеральном округе», – добавили чиновники.

Владимир Лишенков добавил, что по итогам конференции «Корпоративные закупки. Практика применения федерального закона №223» должен появиться документ, который объединит пожелания всех игроков рынка о законодательных изменениях и будет направлен федеральным властям.

Вера Фролова

Материал опубликован на сайте газеты «Петербургский дневник» 21.11.2019

ПОДЕЛИТЬСЯ

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер, Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD
Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер, Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ