Статья
«Аренда земли под недостроенным объектом недвижимости: как и когда получится ее продлить?»
Екатерина Дятлова, юрист руководитель практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры» с материалом об аренде земли под недостроенным объектом.
Компания арендует два участка, на которых расположен объект незавершенного строительства. В апреле 2020 года срок аренды закончился. Ранее договор однократно продлевался, но арендатор не успел завершить объект из-за пандемии и экономических проблем. Он продолжает пользоваться участками и платить за аренду. Арендодатель о прекращении аренды не заявлял и продолжает выставлять счета. Может ли арендатор продлить договор для завершения строительства?
Прежде всего, необходимо понимать, в чьей собственности находятся арендованные участки, — государственной или частной.
Если арендодатель — частный субъект. В этом случае возможность продлить договор аренды полностью зависит от его воли. Основной механизм продления в таком случае – договариваться с собственником участка.
В отсутствие возражений арендодателя относительно продолжения аренды вступает в действие п. 2 ст. 621 ГК: договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя. Именно эту ситуацию мы видим в приведенном примере — арендодатель не истребовал участки и продолжает выставлять счета за аренду. Но это работает, только если арендодатель – частный субъект. К публичному субъекту данный механизм не применим.
Несмотря на простоту такого механизма, при возобновлении договора аренды на неопределенный срок по правилам п. 2 ст. 621 ГК арендатор все равно рискует не завершить строительство. Согласно п. 2 ст. 610 ГК арендодатель может в любое время отказаться от договора, предупредив арендатора за 3 месяца (если стороны не установили иной срок в договоре).
Что будет с недостроенным объектом и землей под ним, если продлить аренду не получится?
Если земля публичная, то применяются положения ст. 239.1 ГК – недостроенный объект (далее – ОНС) могут изъять у собственника по решению суда путем продажи с торгов по правилам, утв. Постановлением Правительства от 03.12.2014 № 1299. Если уполномоченный орган не реализовал право на предъявление требований к застройщику в суд в течение 6 месяцев, застройщик вправе снова продлить договор аренды для завершения строительства (подробнее об этом читайте ниже). Обратите внимание: публичный арендодатель в этой ситуации не может потребовать от арендатора освободить участок, ссылаясь на ст. 622 ГК (п. 21 Обзора судебной практики ВС № 4 (2017), утв. Президиумом ВС 15.11.2017).
Если земля в частной собственности, то ОНС остается у застройщика (который зарегистрировал права на ОНС), а земля остается у арендодателя. Если стороны не смогут достигнуть соглашения путем переговоров (например, договориться о продлении аренды или о покупке арендатором земли под ОНС), решать судьбу ОНС и участка будет суд.
Арендатору, который продолжает фактически пользоваться участком, важно учитывать риски, связанные с вводом объекта в эксплуатацию, если он все-таки завершит строительство, не продлевая договор аренды. В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 55 ГрК для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и оформления права собственности на него застройщику необходимо среди прочего представить правоустанавливающие документы на участок. В отсутствие надлежащим образом оформленного договора аренды уполномоченный орган может отказать в выдаче разрешения.
Если арендодатель – публичный субъект. В большинстве случаев застройщики осуществляют строительство объектов на публичной земле, что значительно усложняет продление договоров аренды. Чтобы определить, возможно ли продлить такие договоры, нужно понимать:
- когда они были заключены,
- продлевались ли они в соответствии с мерами поддержки из-за распространения коронавирусной инфекции и в связи с проведением СВО.
Применим ли п. 2 ст. 621 ГК, если участок публичный?
С 01.03.2015 Земельный кодекс дополнен главой V.1, регулирующей предоставление земельных участков, находящихся в публичной собственности (Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ). В частности, теперь установлено, что договоры аренды публичной земли заключаются на торгах за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 39.6 ЗК.
В связи с этим в ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» был добавлен п. 21, которым устанавливалась возможность для собственника ОНС приобрести земельный участок под таким объектом в аренду без проведения торгов на 3 года однократно для завершения строительства.
Таким образом, продлить договор аренды публичного земельного участка по п. 2 ст. 621 ГК не получится, поскольку законом предусмотрен особый порядок предоставления участков, на которых располагаются ОНС, – по п. 21 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (п. 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утв. Президиумом ВС 23.12.2020).
Продлить договор аренды публичного земельного участка по такому порядку возможно при одновременном выполнении следующих условий:
- право собственности на ОНС зарегистрировано до 01.03.2015 или участок предоставлен до 01.03.2015;
- ранее участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников такого ОНС по этому основанию.
Даже если предположить, что участки были предоставлены до 01.03.2015, возможность продления договоров аренды в рассматриваемом случае отсутствует, поскольку участки ранее уже предоставлялись для завершения строительства.
Возможным вариантом решения в такой ситуации может быть образование нового земельного участка, например путем объединения исходных участков или их перераспределения. В этом случае, поскольку участок новый, формальное требование о его непредоставлении ранее для целей завершения строительства соблюдается. Однако по своей сути это является обходом положений о предоставлении земельного участка с ОНС. Кроме того, для образования нового участка (новых участков) потребуется воля публичного субъекта – собственника исходных участков, интересы которого могут не совпадать с интересами застройщика.
Можно ли продлить аренду с помощью антикризисных мер?
В рассматриваемом случае продлить аренду, используя меры поддержки бизнеса, введенные в связи с коронавирусом и СВО, не получится.
Меры поддержки в связи с коронавирусом. В апреле 2020 года был принят Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ, который предусматривал ряд мер, направленных на поддержку бизнеса.
В частности, законодатель в п. 6 ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ определил возможность продлить договоры аренды участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в «льготном» порядке без соблюдения специальных требований о предоставлении таких участков – просто путем заключения дополнительного соглашения.
Для заключения дополнительного соглашения об увеличении срока действия договора аренды требовалось одновременное соблюдение следующих условий:
- договор аренды должен был быть заключен до принятия в 2020 году решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта РФ;
- на дату обращения арендатора с требованием о продлении договора аренды срок действия такого договора не истек либо в суд арендодателем не заявлено требование о расторжении такого договора;
- на дату обращения арендатора у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устранённых нарушениях законодательства при использовании такого земельного участка;
- арендатор обратился за продлением договора до 1 марта 2021 года.
При этом не имело значения, что компания ранее использовала право на однократное продление договоров аренды для завершения строительства. Срок продления договора по этому основанию не мог превышать изначальный срок действия договора аренды или 3 года, если срок действия договора составляет более чем 3 года.
Чтобы воспользоваться этой льготой, компания должна была подать обращение о продлении аренды до 1 марта 2021 года. Поскольку она этого не сделала, она уже не сможет ссылаться на коронавирусные ограничения как основание для продления аренды.
Меры поддержки в связи с проведением СВО. Второй «льготный» порядок продления договоров аренды публичных земельных участков был установлен Федеральным законом от 14.03.2022 № 58-ФЗ в связи с проведением СВО.
П. 3 ст. 8 Федерального закона от 14.03.2022 № 58-ФЗ предусматривает возможность до 01.03.2023 для арендатора потребовать продлить договор аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности. Эта норма практически полностью дублирует ранее принятые меры в связи с распространением коронавируса. Срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка, также не может превышать 3 года.
Иными словами, компания могла последовательно использовать «льготные» механизмы продления договоров аренды: сначала в рамках Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ, затем в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 14.03.2022 № 58-ФЗ. Но если застройщик не обращался за продлением договора в установленные этими законами сроки, воспользоваться этими мерами поддержки уже не получится.
Что делать застройщику, который не воспользовался мерами поддержки и уже продлевал аренду для завершения строительства?
Если застройщик не воспользовался антикризисными мерами и не продлил договоры аренды, то возможность продлить аренду публичнной земли и завершить строительство ОНС у него все равно есть. На это указал ВС в Определении от 05.07.2022 № 308-ЭС22-3699 по делу № А63-4067/2021.
Главный вывод
Собственник ОНС имеет право на повторное предоставление в аренду земельного участка, находящегося в публичной собственности, для завершения строительства, если собственник участка — публичный субъект, не воспользовался правом на обращение в суд с иском об изъятии ОНС в течение 6 месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды.
Как отметил ВС, из системного толкования ст. 239.1 ГК, подп. 2 п. 5 ст. 39.6, подп. 8 п. 8 ст. 39.11 и п. 4 ст. 39.16 ЗК следует, что при прекращении договора аренды земельного участка публичный собственник не может распорядиться ни ОНС, созданным в период действия договора аренды, ни самим участком без судебного решения, которым определяется судьба ОНС. В отсутствие такого судебного акта собственник ОНС вправе требовать повторного заключения с ним договора аренды для завершения строительства.
Эти положения, как указывает ВС, направлены на реализацию принципа единства судьбы земельных участков и связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков. Если срок действия договора аренды земельного участка, на котором расположен ОНС, истек и публичный собственник участка не обратился в суд с иском об изъятии ОНС в течение 6 месяцев со дня истечения договора аренды, судьба ОНС и земельного участка остается неопределенной, возникают риски нарушения имущественных прав застройщика.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации застройщик, который ранее воспользовался предоставленным ему правом однократно продлить договор аренды для завершения строительства ОНС (подп. 10 п. 2 ст. 39.6 ЗК), все равно может требовать продлить договор аренды участка, на котором расположен ОНС, ссылаясь на позицию ВС.
Материал опубликован на сайте «Шортрид» 19.10.2023
Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям