Комментарии в СМИ
«Недвижимость отдали МФЦ»
Андрей Кулаков, юрист практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры», поясняет, кто обязан возмещать убытки в случае фальсификации поданных через многофункциональные центры документов на продажу квартиры.
Подать документы на продажу квартиры петербуржцы теперь могут через районные Многофункциональные центры предоставления госуслуг (МФЦ). Это должно сократить очереди и защитить горожан от «серого рынка» посредников, но может привести к фиктивным сделкам.
До недавнего времени участники сделки с недвижимостью должны были обращаться непосредственно в управление Росреестра (исторически именуемое в Северной столице ГБР). Только для получения заветного талончика очередь приходилось занимать порой с вечера, активно процветал и рынок услуг по «отстаиванию очереди».
На сегодняшний день в рамках «пилотного» проекта документы на регистрацию недвижимости принимаются в 23 МФЦ в 14 районах, срок ожидания в которых не должен превышать 45 минут. В частности, сотрудники центров проверяют удостоверение личности (паспорт) и сканируют документы заявителя (оригиналы возвращаются). Представленные материалы в электронном виде передаются в Росреестр, также через офисы МФЦ участники сделки получают и готовые документы о регистрации сделки.
В отличие от коммерческого Единого центра документов (ЕЦД) на улице Красных Текстильщиков, МФЦ является государственным учреждением (хотя его административный офис находится по тому же адресу, что часто приводит к путанице). Все его услуги оказываются бесплатно – заявители оплачивают только госпошлину по установленным ставкам. Через центры оформляется кадастровый учет недвижимости, предоставляются выписки из реестра и иные услуги.
Терминал дороже денег
Но участники рынка указывают на первые проблемы, связанные с работой МФЦ. Например, трудности с уплатой той самой госпошлины – в офисах нет обычных банковских терминалов. В итоге посетители, сдав документы, вынуждены с квитанцией искать отделения ближайшего Сбербанка, потом снова отстаивать очередь и т.д.
В ГКУ «МФЦ» не отрицают наличия такой проблемы. Но, по словам заместителя директора Елены Туркиной, банки не проявляют инициативы в установке терминалов, считая это невыгодным. «Нам, конечно, хотелось бы, чтобы посетители могли быстро и удобно заплатить пошлину, – поясняет руководитель пресс-службы ГКУ «МФЦ» Виталий Симонов. – Но, как государственное учреждение, мы не вправе просто поставить терминал того или иного банка – такой произвольный выбор может расцениваться как нарушение антимонопольного законодательства. В настоящее время вопрос прорабатывается».
Опрошенные журналистом «БалтИнфо» кредитные организации пассивно отнеслись к идее установки платежных терминалов. Ведь по закону банки не вправе взимать комиссию за операции по уплате госпошлины и иных бюджетных операций, что делает такой бизнес априори убыточным. «При внедрении новых проектов мы, в первую очередь, ориентируемся на уровень затрат, – признает Валентина Кузьмина, директор департамента платежных карт «Промсвязьбанка». – Анализ данного сервиса показывает, что его обеспечение несет большие издержки. К тому же для платежных терминалов это сложный сервис, так как требует ввода клиентом реквизитов платежа».
В пресс-службе «ВТБ24» пояснили, что на сегодняшний день не располагают парком платежных терминалов. «Пилотный проект по включению данного вида устройств самообслуживания в инфраструктуру банка в настоящий момент находится на финальной стадии разработки. Ожидается, что первые устройства появятся в Санкт-Петербурге уже летом нынешнего года, а уже в следующем году начнется масштабирование сети платежных терминалов», – отмечают в банке.
Благородный риск
Другая опасность, связанная с реформой системы регистрации прав на недвижимость, подстерегает всех собственников петербургских квартир, даже если они не планируют с ними расставаться. Ежегодно суды признают недействительными десятки сделок с жильем, совершенных, в том числе, без ведома легальных владельцев – злоумышленники подделывают подписи, предъявляют фальшивые паспорта.
По мнению некоторых участников рынка, передача функций приема документов по сделкам с недвижимостью МФЦ может снизить надежность государственного контроля. Ведь многофункциональные центры предоставляют более 230 различных услуг, а потому их работники априори не могут быть специалистами в конкретной сфере. Но Виталий Симонов опровергает эти предположения. «все сотрудники ведут прием в соответствии с Административными регламентами и руководствуясь специальной инструкцией, также ведется аудио- и видеозапись. Если в ходе рассмотрения пакета документов возникают сомнения в их достоверности, именно специалисты органа власти принимают решения о приостановлении процесса предоставления услуги и проведении дополнительных проверок», – поясняет он.
Искать мошенников и пытаться взыскать с них причиненный ущерб потерпевшим от ошибок чиновников придется, скорее всего, самостоятельно. «При приеме документов сотрудник МФЦ обязан удостовериться в личности заявителя и засвидетельствовать его подпись на заявлении, – поясняет Андрей Кулаков из юридической фирмы «Качкин и Партнеры». – Но если вред причинен в результате преступных действий третьего лица, в том числе когда мошенник подал документы под видом собственника (фальсифицировав паспорт или пр.), то ни МФЦ, ни Росреестр не должны возмещать убытки потерпевшему. Однако вина причинителя вреда должна быть доказана компетентными органами, в том числе в рамках уголовного дела».
«Работник МФЦ должен свидетельствовать подлинность подписи на заявлении, а не на всех представляемых документах, – поясняет юрист адвокатского бюро «S&K Вертикаль» Анна Петрик. – Тогда как в обязанности должностного лица Росреестра не входит обязательная проверка подлинности документов и, в частности, подписей. Только в случае возникновения сомнений государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных материалов, сведений или подтверждений подлинности документов, достоверности указанных в них данных. Очевидно, что сомнения у регистратора могут и не возникнуть, и обязанность по установлению подлинности документов на этом этапе фактически отсутствует».
В Федеральной нотариальной палате убеждены, что только возрождение обязательной нотариальной формы сделок с недвижимостью может защитить легитимных собственников от мошенников.
Хотя на практике удостоверенные частнопрактикующими служителями юстиции договоры оспариваются не реже, чем совершенные в простой форме и зарегистрированные ГБР. Причем, как и госорганы, нотариусы не считают нужным отвечать за свои ошибки. Например, по убеждению уже экс-президента Нотариальной палаты Санкт-Петербурга Надежды Романенко, установить факт подделки паспорта или иного документа часто может только специальная техника. Нотариусы же не обязаны иметь в своих нотариальных конторах такую технику, должны в каждом случае проводить почерковедческую экспертизу.
Справка
В 2012 году в Санкт-Петербурге было зарегистрировано более 528 тысяч сделок с недвижимостью, в том числе 431,4 тысяч – с жилыми помещениями. Более трети из них совершались на основании договоров купли-продажи или мены, 22 процента – при дарении или получении наследства и т.д.
Павел Нетупский
Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям