Комментарии в СМИ
«Безальтернативная развязка: мегапроект в Кудрово построят без конкурса»
Дмитрий Некрестьянов, Партнер, Руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и Партнеры» комментирует материал о заключении крупных контактов с единственным поставщиком.
Ленобласть вслед за Петербургом пришла к практике заключения крупных контрактов с единственным поставщиком.
Контракт на строительство транспортной развязки с трассой Р–21 «Кола» (она же Мурманское шоссе) в Кудрово, рядом с «МЕГА Дыбенко», ГКУ «Ленавтодор» заключило с единственным поставщиком, то есть без проведения конкурсных процедур. Подрядчиком, по данным «ДП», стала крупная компания — АО «АБЗ–Дорстрой» (входит в ГК «АБЗ» Владимира Калинина, № 171 в Рейтинге миллиардеров «ДП»). Она больше известна на петербургском рынке, однако и с Ленобластью работает уже давно. Среди основных объектов у «АБЗ–Дорстрой» сейчас — строительство двух съездов к «Лахта Центру» и Шкиперской развязки с ЗСД.
Как отмечается в контракте, основанием для его заключения стало постановление правительства Ленинградской области от 24.03.2022 № 179 «Об установлении дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для нужд Ленинградской области у единственного поставщика…». В документе прописано, что заключение контрактов в рамках бюджетных инфраструктурных кредитов идёт только по схеме единственного поставщика.
Выход из Кудрово
Развязка в Кудрово — один из объектов, на который Ленобласть получила инфраструктурный кредит из федерального бюджета под низкие 3% в размере 4 млрд рублей.
«Область обещала, что количество выездов из Кудрово будет расти, — область это делает. Впереди большая, сложная и долгожданная стройка. Инфраструктурные кредиты для дорожного строительства сами по себе дают мощный импульс развития отрасли, помогая реализовать значимые проекты», — прокомментировал «ДП» глава дорожного комитета Ленобласти Денис Седов.
Сумма заключённого контракта с «АБЗ–Дорстрой» составила 4,9 млрд рублей. Но как ранее писал «ДП», суммарно на развязку планируется потратить 7,1 млрд рублей с учётом выкупа земельных участков и других работ. В 2022 и 2023 годах на объект предусмотрено 4 млрд рублей в виде инфраструктурного кредита из федерального бюджета. Из них на строительно–монтажные работы уйдёт чуть больше 2,5 млрд рублей, на выкуп земельных участков — 1,4 млрд. С 2024 года уже предусматриваются средства областного бюджета.
К слову, не так давно «Ленавтодор» заключил контракт на 29,8 млн рублей на выполнение инженерно–технических услуг для размещения развязки в Кудрово с компанией «Геосервис». Она, в частности, должна будет произвести оценку земельных участков, подлежащих выкупу.
Контрактом по развязке предусматривается окончание строительных работ до конца марта 2027 года. Как ранее писал «ДП», чтобы «Ленавтодор» смог заключить контракт на срок, превышающий действия нынешнего трёхлетнего бюджета, губернатор Александр Дрозденко подписал специальное распоряжение. Без него государственный заказчик мог бы распоряжаться только деньгами бюджета на 2022 год и на плановый период 2023–2024 годов.
Шведы помнят
Участие в финансировании развязки в Кудрово принимает и шведская компания IKEA, а именно Ingka Centres, которая управляет торговыми центрами ИКЕА. Инвестиции в развязку составят 700 млн рублей. На проектные работы компания перечислила 80 млн рублей, оставшаяся сумма должна поступить уже при проведении строительных работ.
И как поясняли изданию в компании IKEA, на фоне заявлений о том, что группы компаний «Интер ИКЕА» и «Ингка» приняли решение сократить масштаб бизнеса в России ввиду невозможности возобновить продажи в обозримом будущем, от финансирования развязки в Кудрово компания не отказывается.
Напомним: строительство этого объекта разбито на два этапа. Первый — подъезд к будущему транспортно–пересадочному узлу (ТПУ) «Кудрово», для чего понадобится пробить Центральную улицу этого города до Мурманского шоссе. Второй — реконструкция существующей развязки, по которой автомобилисты, направляющиеся из Петербурга, попадают в «МЕГУ». По сути, это предполагает строительство второго путепровода параллельно существующему.
Защита от санкций
Появление такого постановления о заключении контрактов с единственным поставщиком Партнер, Руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и Партнеры» Дмитрий Некрестьянов называет «следствием экстренных мер по защите от санкций».
«В рамках защиты экономики правительством России было принято решение о возможности заключения контрактов с единственным поставщиком для ускорения процедур распределения государственного заказа. Такой вариант даёт две вещи: скорость заключения контракта и возможность не раскрывать в полном объёме условия заказа, что в условиях санкций тоже немаловажно», — считает Некрестьянов.
И ещё автобусы
Этим инструментом активно пользуются власти Петербурга. После выхода федерального закона, который позволил расширить перечень случаев безальтернативных закупок «в целях защиты национальных интересов в связи с недружественными действиями иностранных государств», Смольный в марте 2022 года выпустил постановление № 243.
В список товаров, которые можно закупить у единственного поставщика, вошли лекарства, медицинские изделия, трамваи и вагоны для метро. На закупку трамваев, к слову, Петербург тоже привлёк бюджетный инфраструктурный кредит в размере 11,6 млрд рублей. На обновление же подвижного состава метрополитена город получит крупную сумму из средств Фонда национального благосостояния.
Позже перечень хотели пополнить дорожным объектом — 1–м этапом Южной широтной магистрали, но соответствующее постановление не прошло согласование комитета государственного финансового контроля.
Зато в список включили работы по регулярной перевозке пассажиров, что стало скорее вынужденной мерой. Поскольку один из перевозчиков, «Вест–Сервис», не смог вовремя получить на 88 своих городских маршрутов закупленные им новые газовые автобусы, как того требовали условия контракта с ним. Произошло это из–за трудностей производства на фоне санкций. Выход из ситуации нашли, заключив с ним, как с единственным поставщиком, поверх старого контракта новый, временно позволяющий использовать старые автобусы.
Напомним: Ленобласть в рамках инфраструктурного кредитования суммарно привлекла на строительство дорожных объектов 11 млрд рублей. Помимо развязки в Кудрово деньги планируется направить на строительство обхода Мурино в створе Пискарёвского проспекта и расширение Колтушского шоссе от Суоранды в сторону Колтушей (3–4–й этапы реконструкции шоссе). Возможно, что и на них контракты заключат без проведения торгов.
Дарья Кильцова
Материал опубликован на сайте «Делового Петербурга» dp.ru Деловые новости 28.07.2022
Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям