Комментарии в СМИ
«Бизнес и власть в поисках общего вектора»
Дмитрий Некрестьянов, председатель Комитета по законодательству ГУД, руководитель практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры», выделил инструменты снижения административных барьеров.
Темой второго дня международного форума PROEstate стала жизнь динамичного рынка. Эксперты рассмотрели особенности реализации проектов в каждой сфере, а также попытались сформулировать рецепт снижения административных барьеров в Петербурге.
В рамках деловой программы состоялось 25 мероприятий, в том числе подписание соглашения между НП «Гильдия управляющих и девелоперов» и Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Российской Федерации и подведение промежуточных итогов всероссийской классификации бизнес-центров. Также прошли подписание соглашения между ЗАО «ВТБ Капитал Управление Активами» и турецкой компанией Orteksan, подведение итогов конкурса Green Awards и многое другое.
Поддержку форуму в 2012 году оказали «ВТБ-Девелопмент», ГУП «ГУИОН», Schneider Electric, Hannes Snellman, Astera в альянсе с BNP Paribas Real Estate, Vegas Lex, Mirland Development Corporation, Rumpu, «ЮИТ Санкт-Петербург», ГК «Пионер», «Северо-Запад Инвест», «ЭР-Телеком Холдинг», Innology, «Леонтьевский мыс», «МОЛЛ. Экспертиза & консалтинг».
Вопрос наследия
На дискуссии «Инвестиционный потенциал исторических центров городов» спикеры обсудили, что такое объект инвестирования в исторической застройке, какие существуют способы решения земельно-имущественных отношений в процессе модернизации исторической застройки, а также другие вопросы.
Генеральный директор Hansa Group Олег Барков пояснил, что все зависит от того, где находится город, а состояние исторического центра в городах различно. Если взять, например, Лондон, то там принят «циничный» подход: бизнес важнее, а конечный результат строительства должен быть более или менее удовлетворительным. Но в Петербурге стоят архисложные задачи, поэтому нужно максимально тщательно прорабатывать вопрос развития центра. Важно, отметил Олег Барков, понимать и то, что если отсутствует покупательская способность, то нет смысла развивать город. Можно выделить большие средства на реконструкцию, а потом не хватит средств на поддержание – и снова встанет вопрос, как быть с историческим центром. Петербург сравнивают с Северной Венецией, но площадь Венеции в 16 раз меньше, чем площадь исторического центра Петербурга. «За последние примерно 25 лет интеллектуальный и культурный уровень населения значительно снизился, и если не совершить некий прорыв, не найти свою модель развития, то нас ждет очень сложное будущее. Сейчас конкуренция за людей, и мы также должны конкурировать за своих граждан», – подчеркнул Олег Барков.
Не согласилась с коллегой директор по маркетингу «ЮИТ Санкт-Петербург» Екатерина Гуртовая, отметив, что в Лондоне качественная архитектура сочетается с интересным миксом старых и современных зданий. «У нас самый большой исторический центр, и как только появляется какой-то спорный проект, то мы видим бурную реакцию общественности. Сейчас нет понимания, какие функции должны доминировать при строительстве в центре, но многие сходятся в том, что наращивать офисные здания нецелесообразно. Развитие города возможно только при готовности администрации поддерживать инвесторов и понимании того, что нужно финансировать», – высказала свое мнение о работе в центре эксперт «ЮИТ Санкт-Петербург».
Управляющий директор, вице-президент банка ВТБ Александр Ольховский добавил, что проблемы отдельно взятых городов являются общей проблемой. В Хельсинки смогли сформировать стратегию развития до 2050 года. Даже такой маленький город как Лиссабон идет по собственному пути развития в рамках полицентричности. Петербургу же не хватает общественного согласия, взаимодействия власти, бизнеса и общества. «Когда мы сможем наладить этот процесс, отдельно взятые проекты, в том числе и “Набережная Европы”, не будут сталкиваться со многими проблемами. Сегодня не нужно бездействовать, а нужно идти по принципу “не навреди”», – подытожил Александр Ольховский.
Препятствия для инвестора
На другой дискуссии игроки рынка делились опытом по преодолению административных барьеров в строительстве. Эксперты рассмотрели федеральные инициативы по улучшению инвестиционного климата, региональные программы снижения барьеров, возможные инструменты для снижения сроков получения разрешительной документации, территориальное планирование и градостроительство.
И.о. министра строительства Ульяновской области Татьяна Тарасова поделилась своим прогрессивным опытом по снижению административных барьеров. «В этом году Ульяновская область признана первой в России по инвестиционной активности, привлечению инвестиций в регионы. У нас развиваются крупные проекты: особая экономическая портовая зона на базе аэропорта Восточный, промышленная зона с первыми резидентами и т.д. Создан инвестиционный совет, который рассматривает все проекты и в рамках которого каждого инвестора берут под “зонтик” и сопровождают его на всех этапах развития проекта. Также каждый проект закрепляется за отдельным ведомством, – рассказала Татьяна Тарасова. – Для инвесторов важно установить правила игры, то есть разработать генеральные планы городов, правила землепользования и застройки, схемы территориального планирования муниципальных районов. Мы постарались выстроить жесткую систему снятия административных барьеров, создав отдел градостроительного контроля, ужесточив планы проверок муниципальных образований и т.д. Самое главное – это то, что мы приняли постановления губернатора о снижении сроков подготовки документов на строительство. Нашим ноу-хау стало создание комиссии по снятию административных барьеров, которая еженедельно рассматривает исполнение предписаний согласно Градостроительному кодексу РФ. У нас есть и система по наказанию чиновников по различным видам нарушений. Штрафы стимулируют чиновников на местном уровне приводить в соответствие нормативно-правовую базу и не просто исполнять необходимые сроки, но и способствовать развитию проектов».
Заместитель председателя правления «Охта Групп» Михаил Ривлин прокомментировал петербургский опыт работы: «Нам нужно кардинально менять подход. Девелоперов беспокоят не только продолжительность и сложность процедуры согласования, но и ее бесполезность. Проекты планировки территорий важны при освоении новых территорий, когда нужно рассматривать объект целиком, видеть, откуда можно взять энергетику, насколько важна социальная инфраструктура. Хотелось бы видеть процедуру согласований более простой, единой для всего городского пространства».
Генеральный директор управляющей компании группы «Унисто Петросталь» Арсений Васильев также продолжил тему важности документов территориального планирования. Эксперт подчеркнул, что порядка 70-80% градостроительных документов в Ленинградской области не готово, практически нигде нет генеральных планов. Но при этом регион в 2012 году сделал шаг вперед, приняв региональные документы по проектированию. Заместитель руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Российской Федерации Илья Пономарев высказал свое мнение относительно существующей в стране проблемы административных барьеров: не всегда претензии девелоперов по административным барьерам обоснованы. Ситуация со строительством на землях сельскохозяйственного назначения – лучшее тому подтверждение. По мнению Ильи Пономарева, зачастую на барьеры жалуются инвесторы, пытающиеся реализовать проект, параметры и назначение которого не подходят для покупаемого участка.
Глава Hansa Group Олег Барков пояснил, что большую роль играет именно субъективный фактор. Бывает, что девелопер хочет построить так, как прописано в генеральном плане, но и это не получается. Поэтому всегда важна положительная оценка данного проекта администрацией города. Генеральный директор УК «Дом на Мойке» Владимир Маслов поддержал коллег в регионах, подчеркнув, что за 6 лет работы в разных городах ни разу не сталкивался с откровенной коррупцией. При этом спикер добавил, что в каждом регионе к вопросу документации приходится подходить индивидуально.
Эффект долгосрочности
Директор департамента консалтинга и оценки NAI Becar в Москве Маргарита Трофимова совместно с научным советником президента, руководителем проекта Фонда «Институт экономики города» Татьяной Полиди раскрыли тему инвестиций в комплексное развитие территорий. По их мнению, целями комплексного освоения территорий являются создание новых сегментов рынка (доступного жилья эконом-класса), повышение качества городской среды, повышение конкурентоспособности российских городов в привлечении инвестиций и высококвалифицированных трудовых ресурсов, снижение зависимости от государственного финансирования и экономический рост. По данным мониторинга НОСТРОЙ и Института экономики города, проведенного в 2011 году в 43 городах, девелопер при согласовании проекта проходит порядка 98 административных процедур за 946 дней. В качестве примера крупного проекта Маргарита Трофимова привела разработку концепции индустриальной портовой зоны в сотрудничестве с администрацией штата Пенсильвания и крупнейшей корпорацией U.S. Steel – NAI KIPC.
Председатель Комитета по законодательству ГУД, руководитель практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры» Дмитрий Некрестьянов рассказал об инструментах снижения административных барьеров. Есть несколько элементов любой нормативной системы: сам нормативный акт, правоприменительная практика (нормативный акт должен применяться тем нормативным органом, для которого он создан, прямо, без двусмысленности), информационный элемент (понимание нормативного акта гражданами либо другими субъектами права). В сфере градостроительства у нас проблемы с каждым элементом. Основные инструменты, которые позволяют снизить административные барьеры, – это наличие четкого порядка и требований, использование процедуры единого окна, исключение дублирующих согласований и документов, завершение переходного периода. «На практике, если говорить о законодательстве, то Петербург является здесь более эффективным, чем регионы, поскольку тщательное внимание уделяется именно разработке правовой базы, – отметил Дмитрий Некрестьянов. – Есть в Санкт-Петербурге и региональная геоинформационная система, которая позволяет застройщикам в режиме онлайн увидеть по любому участку все возможные текущие ограничения. Важным моментом является и то, что нужно вводить ответственность за нарушение сроков выдачи документов и согласований, при этом ответственность должна быть как минимум дисциплинарная, а в идеале – административная. Более того, она должна быть автоматической, если в суде деятельность того или иного государственного органа была признана незаконной. Если чиновник чувствует безответственность, то ни к чему хорошему это не приводит».
«Стрелка компаса склоняется к низкому уровню исполнительной власти, это и является основной проблемой. Простых решений здесь нет, сложности существуют на уровне государства в целом. Нужно двигаться вперед, но могу сказать по собственному опыту, что сейчас работать в Петербурге трудно как никогда», – заключил Олег Барков.
Устойчивое развитие территорий
Помимо дискуссий, во время форума прошло большое количество брифингов и презентаций проектов в пресс-центре PROEstate. Так, например, представители ОАО «Компания Усть-Луга» рассказали о реализации проекта комплексного освоения территорий вокруг морского торгового порта Усть-Луга в Ленинградской области.
На 1 января 2012 года общий объем инвестиций в объекты МТП Усть-Луга составил 134,9 млрд рублей, в том числе 101,9 млрд рублей частных средств. Руководитель проекта создания индустриальной зоны Владимир Курка отметил, что основная идея проекта – устойчивое развитие, то есть баланс экономических, экологических и социальных факторов. Будущим драйвером проекта станет индустриальная зона, площадь которой составит 3,5 га с более чем 50 предприятиями, кластер планируется сформировать к 2030 году. Объем инвестиций в создание предприятий может превысить 538 млрд рублей, финансирование инженерно-транспортной инфраструктуры оценивается в 68,7 млрд рублей. В перспективе планируется создание 17 200 рабочих мест. Генеральный директор компании «Мультимодальный комплекс “Усть-Луга”» Михаил Ерофеев рассказал о строительстве грузового аэропорта, который позволит удобно перемещать грузы, а также станет запасным аэродромом для Пулково.
Анастасия Лепехина
Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям