Комментарии в СМИ
«Оффшоры выводят из госзакупок»
Старший юрист практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры» Ирина Митина поясняет, что в соответствии с законодательством при проведении госзакупок к компаниям-участникам конкурса предъявляются лишь общие требования к раскрытию информации.
Оффшорные компании не смогут рассчитывать на бюджетные деньги и получить государственный заказ. Это может значительно изменить расклад сил на рынке петербургского госзаказа объемом 200 млрд рублей. ФАС уже ждет, что станет меньше таинственных компаний-победителей и самая процедура станет более прозрачной.
Компании, оформленные на оффшоры,больше не будут иметь права участвовать в госзакупках и получать деньги из бюджета. Закон, устанавливающий это правило, 8 июля одобрил Совет Федерации. В оффшоры уходил 1,3 трлн рублей российского бюджета. К таким выводам пришла Счетная палата по результатам проверки российских госзакупок 2014 года.
Закон направлен на исключение из госзакупок компаний с непрозрачной структурой собственности, а также сохранение на территории РФ налогов, которые должны оплачиваться при проведении госзакупкок, сообщил ранее директор департамента развития контрактной системы министерства экономического развития Максим Чемерисов.
«В случае, если обнаружится присутствие компаний из таких офшоров, то заявки будут отклоняться. (. . .) Хочу подчеркнуть, что государство не намерено платить за такие товары и услуги. Если бизнес хочет получать прибыль, участвуя в системе государственных закупок, подчеркиваю, именно государственных закупок, потому что все остальное государством не регулируется, то он должен зарегистрироваться в российской юрисдикции», — сказал ранее премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
Теперь проверять участника госзакупки на причастность к оффшорам будет профильная комиссия. В Петербурге Комитет по государственному заказу, который технически занимается размещением и проведением конкурсов объемом 200 млрд рублей в год. Видимо, компаниям придется предоставлять больше информации о себе и своих владельцах, чтобы претендовать на бюджетные деньги. Сейчас этого не требуется. Как пояснила старший юрист практики по инфраструктуре и ГЧП адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» Ирина Митина, 44-ФЗ предъявляет лишь общие требования к раскрытию информации. Так, в составе заявки на участие в конкурсе заявитель обязан представить выписку из ЕГРЮЛ (содержит сведения об учредителях общества, участниках ООО, но не об акционерах АО), копию учредительных документов (устав, который зачастую является стандартным) и документа о назначении директора (например, выписку из протокола общего собрания). Ряд обстоятельств (например, отсутствие недоимки по налогам или принадлежность к малому предпринимательству) просто декларируются, без документального подтверждения.
Ярким примером проблем с офшорным подрядчиком стал недавний конкурс в Петербурге на строительство вагонов для метро, где победило офшорное ООО «Вагонмаш». Городу пришлось приложить немало усилий, чтобы в отсутствие запрета на офшоры в госзакупках выяснить, кто же будет производить вагоны для Петербурга. Оказалось, что за компанией стояло партнерство чешской Skoda и Кировского завода.
Как считает аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко, запрет на сделки с оффшорными компаниями должен привести к существенному повышению прозрачности госзакупок, что должно позитивно сказаться на доступе к рынку со стороны мелких и средних предприятий, а также повысить эффективность государственных трат. «Вряд ли крупнейшие подрядчики захотят потерять такой важный для себя рынок, особенно, если у них на нем сейчас устойчивые позиции. Полагаем, что это еще один шаг в рамках глобальной программы возврата капиталов в РФ – именно на эти деньги рассчитывает российское руководство, когда речь идет о новом витке роста отечественной экономики», — говорит эксперт.
Глава Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров так прокомментировал новый законопроект: «Пока закон не принят, говорить о нем преждевременно. Можно предположить, что законодатель имеет в виду обеспечение преимущественно российских производителей участием в госзакупках, что находится в общей стратегии импортозамещения. Объем денежных сумм и количество компаний, работающих на оффшоры нам пока неизвестны, в полномочия ФАС России не входит анализ этой информации. Хотя, конечно, интересно».
Справка:
Офшорные компании — это организации, зарегистрированные в странах, которые предоставляют налоговые льготы. Перечень таких стран определяет Министерство финансов РФ. Сейчас такими зонами признаны 42 юрисдикции, в том числе Лихтенштейн, Объединенные Арабские Эмираты, Монако, Сейшельские и Нормандские острова, Гибралтар и другие. При этом с 2013 года офшором не признается Кипр, а с 1 января 2015 года — Мальта.
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF