Комментарии в СМИ
«В Петербурге разгорается новый скандал со сносом гаражей около ТРК «Гранд-Каньон»»
Евгений Ширстов, старший юрист практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры», разъяснил, на каких основаниях городские власти могут выселить собственников гаражей.
Очередной гаражный скандал разгорается в Петербурге. На сей раз предметом спора стал участок в 22,8 Га на перекрестке улиц Шостаковича и Симонова. Главные участники конфликта – гаражный кооператив ОО Единство и коммерческая структура ОАО Соломон, аффилированное с ОАО Джи Си девелопмент групп. Компания в настоящий момент управляет находящимся вблизи с территорией комплексом Гранд Каньон и собирается строить на участке гостиницу.
О том, что владелец известного в Петербурге торгово-развлекательного центра «Гранд-Каньон», находящегося в Выборгском районе планирует разместить рядом с собственным комплексом еще и гостиницу, стало известно в конце 2010 года. Соответствующее постановление о передаче участка владельцам «Каньона» было утверждено правительством города. Сроки проектирования и строительства, утвержденные Смольным, составили 36 месяцев. Необходимый документ, который, по сути, дал возможность проводить работы, поступил инвестору от КУГИ в мае 2011 года.
Площадь участка составляет 22, 75 тыс. кв.м. За все 36 месяцев, в течение которых должно производиться строительство, ОАО «Соломон» должно перечислить городу плату в бюджет в размере 52,1 млн рублей.
После этого, инвестор провел изыскательские работы, выполнил проект планировки, который также был утвержден правительством города. Дальше ООО «Соломон» столкнулось с сопротивлением владельцев гаражей, расположенных на этом участке.
«Неоднократно попытки ОАО «Соломон» были захватить эту территорию, — рассказывает член гаражного кооператива Евгений Шамардин. — Сначала были вежливые попытки. Были предложения просто выехать с небольшой компенсацией… Вчера (10 июля 2012 года. прим. ред. )… Можно расценивать как угодно эту операцию, но больше все-таки смахивает на захват. Приехали некие люди… Они не в форме, у них нет никаких опознавательных знаков. Они незаконно установили здесь какую-то будку. И сейчас пускают в гаражи собственников лишь после того, как собственники подпишут уведомление о сносе гаража».
Мнение владельцев гаражей однозначное — в 2005 году, когда происходил процесс строительства гаражей, аренда земли под стройку была согласована КУГИ. И сделано это было сделано якобы с правом преимущественного продления. Однако, впоследствии, комитет отказался продлевать аренду, передав ее под обустройство гостиницы ОАО «Соломон». И это несмотря на то, что гаражи находятся именно в собственности членов кооператива. В права владения, хозяева вступили после судебного разбирательства.
«Тут был некий застройщик, -рассказывает владелец гаража Евгений Шамардин, — Который целенаправленно строил эти гаражи общей массой… В два этапа. У нас заключался договор инвестирования, по которому мы инвестировали в строительство этих гаражей. И соответственно потом, по идее нам должны были предоставить в собственность. Но как всегда у нас это бывает, зачастую… Застройщик оказался недобросовестным. Нам в итоге через суд пришлось доказывать наши права на собственность».
Руководитель юридического департамента GC Development (фондодержатель ОАО «Соломон») Дмитрий Сотников уверен, что единственным владельцем данного участка является именно его компания, а владельцы гаражей, в настоящий момент являются членами организации –клона той, которая получила право аренды земли у города.
«Действительно, была некая общественная организация «Единство», с которой у КУГИ был заключен договор арендный, — говорит Дмитрий Сотников. — Но этот договор предусматривал условие, при принятии городом решения о капитальном строительстве, об освобождении данного земельного участка за свой счет. То есть, договор, так называемый, временный. Более того, эта общественная организация, с которой был заключен договор, в 2007 году официально прекратила свое существование. Оставшиеся так называемые активисты – владельцы гаражей, создали организацию-клон с идентичным названием и продолжали вместо того, чтобы заключить новый договор, платить платежи по старому договору. Таким образом, им удавалось вводить в заблуждение порядка двух лет КУГИ Выборгского района».
На самом деле, железобетонный гараж действительно может являться собственностью, но по законодательству Российской федерации он считается имуществом движимым. Государство вправе потребовать от владельцев гаражей освободить землю, которая была отдана им во временную аренду. Таким мнением поделился с Delovoe.TV старший юрист практики по недвижимости и инвестициям компании «Качкин и партнеры» Евгений Ширстов.
«Если участок, на котором сейчас расположены гаражи, будет предоставлен или уже предоставлен под строительство… нового объекта, — рассказывает Евгений Ширстов, — то в договорах временных существует специальное условие, по которому, в случае капитальной застройки данные договоры подлежат досрочному прекращению. Соответственно, эти действия допустимы. Единственно, что в последние два года город озаботился проблемой защиты прав собственников гаражей. В частности, в декабре прошлого года был издан закон Санкт-Петербурга, по которому владельцы гаражей могут претендовать на получение земли под размещение новых стоянок, либо на денежную компенсацию».
По словам Дмитрия Сотникова, во время переговоров с членами гаражного кооператива, GC Developmentпредлагает владельцам гаражей участок, который также находится во владении компании под строительство парковки. Однако этот вариант владельцам гаражей почему-то не подходит.
Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям