Комментарии в СМИ

Денис Качкин, управляющий партнер «Качкин и Партнеры», обратил внимание на недостатки закона о ГЧП в Ленинградской области.

Областной губернатор Валерий Сер­дюков объявил о планах по строи­тельству четырех мусороперерабатывающих заводов на основе госу­дарственно-частного партнерства (ГЧП). Этот проект может обойтись почти в 2 млрд евро и стать финаль­ным аккордом карьеры губернатора, срок полномочий которого истекает в июле. Но пока все выглядит как на­чало предвыборной кампании.

Мусор есть — заводов нет

Сейчас у Ленобласти нет ни одного своего завода по переработке мусора. Зато, по данным комитета по природным ресурсам областного прави­тельства, в области расположены 19 лицензированных полигонов и по­лигон токсичных отходов I и II клас­сов общей площадью 299 га.

Наладить переработку мешает то, что местный закон о ГЧП довольно сырой. Инвестор может вернуть вложенные средства только за счет вы­соких тарифов на переработку мусо­ра, которые должны компенсироваться либо за счет бюджета, либо за счет повышения тарифов жителям, но на эти меры правительство об­ласти пойти не может.

Кроме того, проект может быть ре­ализован только при участии Петер­бурга. В городе, который может сыграть роль основного заказчика пере­работки мусора на областных заво­дах, не хватает земли под размещение таких производств, но гораздо больше финансовых возможностей. Если же город откажется, то заяв­ление губернатора останется лишь предвыборным обещанием — не ис­ключено, что осенью в области состо­ятся выборы главы региона и Вале­рий Сердюков примет в них участие.

Пока судьба губернаторского крес­ла не определена, бизнесмены вряд ли рискнут вступить в партнерство с чиновниками.

Сюрприз чиновникам

На минувшей неделе губернатор по­ручил своим заместителям «изучить российский и зарубежный опыт по строительству заводов по сортиров­ке и переработке отходов органичес­кого и неорганического происхождения». «Считаю необходимым постро­ить на принципах ГЧП четыре сов­ременных завода, определив места для их размещения таким образом, чтобы обеспечить их услугами всю территорию области», — сказал гла­ва региона.

Для чиновников поручение оказа­лось сюрпризом. Как пояснил «ДП» вице-губернатор Ленобласти по АПК Сергей Яхнюк, подобрать площадку для производства будет непрос­то — как правило, такого рода про­екты вызывают протесты жителей. По его словам, среди претендентов на размещение могут оказаться Волосовский, Гатчинский, Тосненский или Кировский районы.

Мусорная оккупация

В гон году Ленобласть произвела 2,7 млн м3 твердых бытовых отходов (ТБО). Для сравнения: в Петербур­ге — 9.6 млн м3. Весь городской мусор вывозится на территорию соседнего региона, где хранится на полигонах, перерабатывается он на двух произ­водственных площадках общей мощ­ностью з60 тыс. т. в год, которые при­надлежат городу: на Волхонском шоссе и в пос. Янино. Стоимость пе­реработки 1 т отходов на существую­щих мощностях МПБО-2 составляет 1217 рублей без учета НДС.

В прошлом году греческий консор­циум Helector, Aktor Concessions и Aktor, где директором по развитию в России и СНГ является сын губер­натора Петербурга Георгия Полтав­ченко Алексей, выиграл конкурс на строительство завода по мусоропереработке в Левашово. По данным источников «ДП», благодаря закрытому соглашению тарифы на пере­работку мусора были подняты пра­вительством города специально для этого инвестора в 4 раза. В са­мой компании это отрицают.

Предприятие мощностью 350 тыс. т в год с планами по увеличению до 460 тыс. т будет построено на ос­нове ГЧП к 2015 году, объем инвес­тиций в него составит 300 млн евро. Компания будет управлять заводом еще 30 лет, чтобы окупить вложения, а потом передаст его городу.

Недостающие мощности для горо­да оцениваются в 1 млн 400 тыс. т., то есть необходимо как раз еще три-четыре завода. Общая сумма инвес­тиций в четыре областных завода может составить порядка 2 млрд ев­ро. И Петербург больше области за­интересован в их строительстве, так как городские окраины и близлежа­щие территории, в том числе Янино, активно застраиваются жильем.

В комитете по благоустройству горправительства сообщили, что «офи­циальные переговоры между горо­дом и областью на эту тему не про­водились». Вместе с тем горправительство готовит долгосрочную це­левую программу по утилизации мусора. Как заявил в прошлом меся­це курирующий отрасль вице-губер­натор Сергей Козырев, «Смольный не владеет точной информацией по ко­личеству и составу бытовых, коммерческих, строительных отходов». Кроме того, перевозчики мусора фак­тически монополизировали рынок, поэтому правительство предлагает создать собственное предприятие по вывозу.

Чиновник добавил, что к 2020 году 40% собранных отходов будет перера­батываться, а остальные 60% — вы­возиться на полигоны.

Что предложит область

Областным властям не впервой анон­сировать, а затем спускать на тормо­зах подобные проекты. В 2007 году было заявлено о строительстве за­вода в Кировском районе, но даль­ше обсуждений дело не сдвинулось. В 2002 году проект по строительст­ву четырех мусороперерабатывающих заводов стоимостью около $150 млн под названием Green Town анон­сировала ХК «Фаэтон». «В Ленобласти никто так и не построил ни одно­го завода по мусоропереработке. Он не окупится при существующих та­рифах и поэтому не будет построен никогда, так как бизнес-план не при­мет ни один инвестор», — говорит президент ГК «Созвездие Водолея» Владимир Хильченко, который зани­мался проектом Green Town.

У опрошенных «ДП» участников конкурса на строительство завода в Янино (Левашово) идея Валерия Сердюкова вызвала осторожный эн­тузиазм. Глава представительства австрийского концерна Strabag Владимир Попченков пояснил, что око­ло года назад у него уже были бесе­ды с правительством региона. По его словам, после городского конкурса компания фактически осталась в ми­нусе — приличная сумма была по­трачена на экскурсии для смольнинских чиновников по заводам в стра­нах Восточной Европы. «Надо смот­реть, какие гарантии область даст по объему ТБО и какой тариф уста­новит», — отмечает генеральный ди­ректор «ТДФ Экотех» Андрей Созинов, говоря о потенциальном учас­тии в проекте.

Проблемы у проекта могут возник­нуть с экологами. Директор по комп­лексным проектам ГК «Аверс» Дмитрий Свительман говорит, что у Мос­квы была программа строительства заводов по переработке отходов, но под давлением «Гринпис» она бы­ла приостановлена.

Еще одна сложность — сырой закон о ГЧП. «Закон не решает вопрос пре­доставления земельного участка под объектом ГЧП, что существенно уве­личивает риски инвестора, посколь­ку придется проводить два конкурса: один на землю, другой на право за­ключения соглашения о ГЧП. И ник­то не гарантирует победу одного ли­ца в обоих конкурсах. Закон не опре­деляет порядок взаимодействия об­ласти с местными властями, а ведь именно муниципалитеты являются основными собственниками земли в области», — говорит управляющий партнер юридической компании «Качкин и Партнеры» Денис Качкин.

Александра Конфисахор

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ