Комментарии в СМИ
«Безотходное руководство»
Денис Качкин, управляющий партнер «Качкин и Партнеры», обратил внимание на недостатки закона о ГЧП в Ленинградской области.
Областной губернатор Валерий Сердюков объявил о планах по строительству четырех мусороперерабатывающих заводов на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). Этот проект может обойтись почти в 2 млрд евро и стать финальным аккордом карьеры губернатора, срок полномочий которого истекает в июле. Но пока все выглядит как начало предвыборной кампании.
Мусор есть — заводов нет
Сейчас у Ленобласти нет ни одного своего завода по переработке мусора. Зато, по данным комитета по природным ресурсам областного правительства, в области расположены 19 лицензированных полигонов и полигон токсичных отходов I и II классов общей площадью 299 га.
Наладить переработку мешает то, что местный закон о ГЧП довольно сырой. Инвестор может вернуть вложенные средства только за счет высоких тарифов на переработку мусора, которые должны компенсироваться либо за счет бюджета, либо за счет повышения тарифов жителям, но на эти меры правительство области пойти не может.
Кроме того, проект может быть реализован только при участии Петербурга. В городе, который может сыграть роль основного заказчика переработки мусора на областных заводах, не хватает земли под размещение таких производств, но гораздо больше финансовых возможностей. Если же город откажется, то заявление губернатора останется лишь предвыборным обещанием — не исключено, что осенью в области состоятся выборы главы региона и Валерий Сердюков примет в них участие.
Пока судьба губернаторского кресла не определена, бизнесмены вряд ли рискнут вступить в партнерство с чиновниками.
Сюрприз чиновникам
На минувшей неделе губернатор поручил своим заместителям «изучить российский и зарубежный опыт по строительству заводов по сортировке и переработке отходов органического и неорганического происхождения». «Считаю необходимым построить на принципах ГЧП четыре современных завода, определив места для их размещения таким образом, чтобы обеспечить их услугами всю территорию области», — сказал глава региона.
Для чиновников поручение оказалось сюрпризом. Как пояснил «ДП» вице-губернатор Ленобласти по АПК Сергей Яхнюк, подобрать площадку для производства будет непросто — как правило, такого рода проекты вызывают протесты жителей. По его словам, среди претендентов на размещение могут оказаться Волосовский, Гатчинский, Тосненский или Кировский районы.
Мусорная оккупация
В гон году Ленобласть произвела 2,7 млн м3 твердых бытовых отходов (ТБО). Для сравнения: в Петербурге — 9.6 млн м3. Весь городской мусор вывозится на территорию соседнего региона, где хранится на полигонах, перерабатывается он на двух производственных площадках общей мощностью з60 тыс. т. в год, которые принадлежат городу: на Волхонском шоссе и в пос. Янино. Стоимость переработки 1 т отходов на существующих мощностях МПБО-2 составляет 1217 рублей без учета НДС.
В прошлом году греческий консорциум Helector, Aktor Concessions и Aktor, где директором по развитию в России и СНГ является сын губернатора Петербурга Георгия Полтавченко Алексей, выиграл конкурс на строительство завода по мусоропереработке в Левашово. По данным источников «ДП», благодаря закрытому соглашению тарифы на переработку мусора были подняты правительством города специально для этого инвестора в 4 раза. В самой компании это отрицают.
Предприятие мощностью 350 тыс. т в год с планами по увеличению до 460 тыс. т будет построено на основе ГЧП к 2015 году, объем инвестиций в него составит 300 млн евро. Компания будет управлять заводом еще 30 лет, чтобы окупить вложения, а потом передаст его городу.
Недостающие мощности для города оцениваются в 1 млн 400 тыс. т., то есть необходимо как раз еще три-четыре завода. Общая сумма инвестиций в четыре областных завода может составить порядка 2 млрд евро. И Петербург больше области заинтересован в их строительстве, так как городские окраины и близлежащие территории, в том числе Янино, активно застраиваются жильем.
В комитете по благоустройству горправительства сообщили, что «официальные переговоры между городом и областью на эту тему не проводились». Вместе с тем горправительство готовит долгосрочную целевую программу по утилизации мусора. Как заявил в прошлом месяце курирующий отрасль вице-губернатор Сергей Козырев, «Смольный не владеет точной информацией по количеству и составу бытовых, коммерческих, строительных отходов». Кроме того, перевозчики мусора фактически монополизировали рынок, поэтому правительство предлагает создать собственное предприятие по вывозу.
Чиновник добавил, что к 2020 году 40% собранных отходов будет перерабатываться, а остальные 60% — вывозиться на полигоны.
Что предложит область
Областным властям не впервой анонсировать, а затем спускать на тормозах подобные проекты. В 2007 году было заявлено о строительстве завода в Кировском районе, но дальше обсуждений дело не сдвинулось. В 2002 году проект по строительству четырех мусороперерабатывающих заводов стоимостью около $150 млн под названием Green Town анонсировала ХК «Фаэтон». «В Ленобласти никто так и не построил ни одного завода по мусоропереработке. Он не окупится при существующих тарифах и поэтому не будет построен никогда, так как бизнес-план не примет ни один инвестор», — говорит президент ГК «Созвездие Водолея» Владимир Хильченко, который занимался проектом Green Town.
У опрошенных «ДП» участников конкурса на строительство завода в Янино (Левашово) идея Валерия Сердюкова вызвала осторожный энтузиазм. Глава представительства австрийского концерна Strabag Владимир Попченков пояснил, что около года назад у него уже были беседы с правительством региона. По его словам, после городского конкурса компания фактически осталась в минусе — приличная сумма была потрачена на экскурсии для смольнинских чиновников по заводам в странах Восточной Европы. «Надо смотреть, какие гарантии область даст по объему ТБО и какой тариф установит», — отмечает генеральный директор «ТДФ Экотех» Андрей Созинов, говоря о потенциальном участии в проекте.
Проблемы у проекта могут возникнуть с экологами. Директор по комплексным проектам ГК «Аверс» Дмитрий Свительман говорит, что у Москвы была программа строительства заводов по переработке отходов, но под давлением «Гринпис» она была приостановлена.
Еще одна сложность — сырой закон о ГЧП. «Закон не решает вопрос предоставления земельного участка под объектом ГЧП, что существенно увеличивает риски инвестора, поскольку придется проводить два конкурса: один на землю, другой на право заключения соглашения о ГЧП. И никто не гарантирует победу одного лица в обоих конкурсах. Закон не определяет порядок взаимодействия области с местными властями, а ведь именно муниципалитеты являются основными собственниками земли в области», — говорит управляющий партнер юридической компании «Качкин и Партнеры» Денис Качкин.
Александра Конфисахор
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF