Комментарии в СМИ

«Депутаты Госдумы решили бороться с потребительским экстремизмом на строительном рынке»

Дмитрий Некрестьянов, Партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и Партнеры» комментирует материал о судах с недовольными дольщиками.

В частности, дольщиков могут лишить возможность сразу обращаться в суд в случае недовольства качеством построенных квартир.

Согласно инициативе, о которой пишет «Российская газета», для начала гражданам придется написать жалобу девелоперу, а тот будет обязан за свой счет устранить недостатки в течение 20 дней, но только после анализа, проведенного специалистами. Если же он этого не сделает, то собственники смогут обратиться в суд. Отмечается, что инициативу уже поддержали в Минстрое. Мнение вице-президента «Объединения строителей Петербурга» Алексея Белоусова:

Эта история длится довольно давно. Именно строительное сообщество было инициатором этих поправок. Радует, что Минстрой и депутаты Госдумы нашли силы поддержать их. Действительно, есть негативная практика, когда суды встают на сторону дольщиков, пользуясь тем, что они предоставляют данные экспертизы, которая не всегда бывает объективной. Сроки рассмотрения дел, принятия решений, изысканий компенсаций могут быть чувствительны для застройщика. Если бы бизнесу дали время устранить недочеты, он бы сделал это с большим удовольствием. Проблемы дольщиков бы тогда тоже ушли.

Отметим, что сегодня в судах лежит масса исков от недовольных собственников квартир. Причем если в 2020 году их было 23 тысячи, то в 2022 году уже около 38 тысяч. Есть среди них и довольно примечательные. Например, одна дольщица долгое время добивалась от застройщика компенсации в полмиллиона рублей за непрезентабельный вид из окна: вместо городского пейзажа там оказался газорегуляторный пункт, который якобы закрывал обзор. Другой собственник на бумаге увеличил расходы по ремонту новой квартиры в семь раз. Эту сумму он пытался взыскать с девелопера. Также порой граждане отказываются принимать квартиры из-за минимальных отличий по площади. Делается это, по мнению экспертов, для того, чтобы протянуть время, а после потребовать от застройщика деньги за просрочку.

Подобные случаи, действительно, не редки, но есть нюанс, – замечает Партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» Дмитрий Некрестьянов:

Надо помнить, что недостатки в объекте – это в любом случае ошибка застройщика вне зависимости от поведения потребителей. Да, необходимо обеспечить баланс интересов, но сейчас для этого всё есть. Например, в рамках мер поддержки предусмотрено, что потребитель не может отказаться от подписания акта приема-передачи объекта, если недостатки не существенны. Если существенны, то не принимаешь. Это оправданно. Если ты не можешь полноценно пользоваться квартирой, то почему нужно давать застройщикам дополнительный месяц без каких-либо последствий.

К слову, ранее Ассоциация компаний, обслуживающих недвижимость, предложила разрешить собственникам жилья участвовать в приемке новостроек в эксплуатацию. Отмечается, что порой профильная организация, выбранная застройщиком и аффилированная с ним, не обращает внимания на различные недоделки. До этого депутат Госдумы Светлана Разворотнева предлагала усилить роль приобретателей жилья в процессе приемки домов. В частности, наделить их правом осматривать объект до прихода комиссии и фиксировать в протоколе замеченные недостатки.

Максим Тихонов

Материал опубликован на сайте «Бизнес FM» 27.04.2023

Дмитрий Некрестьянов

Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям

Cкачать VCARD
Дмитрий Некрестьянов

Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ