Блог

Должен ли арендатор отвечать за незаконную рубку леса, если в кадастре не было сведений о том, что предоставленный ему после 2015 года участок относится к лесным землям?

В вопросе разбирается юрист практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры» Константин Клошко.

Проблематика спора, переданного Определением № 307-ЭС19-2293 от 26.04.2019 на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации, связана как с достоверностью данных ЕГРН, так и с необходимостью установления стандарта поведения участников гражданского оборота, полагающихся на сведения данного реестра при совершении сделок с недвижимостью.

Из системного анализа ст.ст. 1, 77, 101 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться земельным участком другой категории, поскольку земли разных категорий имеют разный правовой режим их использования.

В соответствии со ст. 100 ЛК РФ лица, причинившие вред лесам, обязаны его возместить добровольно или в судебном порядке.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 30.11.2017 № 498 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», по общему правилу в соответствии со ст. 1064 ГК РФ и ст. 77 Закона об охране окружающей среды лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины.

Поскольку рассматриваемый деликт не относится к предусмотренным законом случаям возмещения вреда при отсутствии вины его причинителя, первостепенным вопросом в данном споре является наличие вины Общества. При этом вопрос вины должен рассматриваться через призму правоотношений, связанных с рубкой. Именно такой подход следует из мотивировочной части рассматриваемого Определения ВС РФ от 26.04.2019.

В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» (далее – Постановление № 21) разъяснено, что под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их валку (в том числе спиливание, срубание, срезание, то есть отделение различными способами ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня), а также иные технологически связанные с ней процессы.

Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например, рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

В то же время согласно п. 15 указанного Постановления № 21 рубка деревьев не считается незаконной, если она производится, в том числе на землях сельскохозяйственного назначения.

Поскольку в судебном порядке в рамках рассмотрения спора о действительности договора аренды был установлен факт отнесения спорного участка к землям лесного фонда, что обусловливает незаконность действий по его распоряжению со стороны Администрации, то признание данного договора недействительным по мотивам его ничтожности формально влечет квалификацию как незаконных действий Общества по вырубке лесных насаждений в отсутствие разрешительных документов.

При этом в рассматриваемом Определении Верховный суд РФ обоснованно обратил внимание на неприменимость введенного Законом № 280-ФЗ (т. н. Закона «о лесной амнистии») приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР ввиду порока в критерии давности постановки спорных участков на кадастровый учет (после 01.01.2016).

Однако, несмотря на то что формально документированная информация о лесных участках и об их границах содержится в государственном лесном реестре, сведения которого имеют общедоступный характер, в то же время из абз. 3 п. 1 Письма Минэкономразвития России от 15.09.2017 № 26268-ВА / Д23и «О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Закона № 280-ФЗ» следует, что сведения ГЛР, исходя из положений ст. 7 и 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) и Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», не указывали и не указывают в настоящее время на мотивированную принадлежность земельных участков к категории земель лесного фонда.

При этом в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) в реестр границ в составе сведений о лесничествах, лесопарках вносится описание местоположения границ таких территорий.

Кроме того, в соответствии с пп. 6 п. 5 ст. 8 Закона о регистрации в кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества вносятся сведения о том, что земельный участок расположен в границах лесничеств, лесопарков.

Также согласно пп. 18 п. 1 ст. 32 Закона о регистрации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ лесничеств, лесопарков.

Следовательно, фактическое пересечение (наложение) границ лесного участка и границ земельных участков сельскохозяйственного назначения должно было быть установлено при внесении в ЕГРН сведений о таких участках еще при их образовании. Однако исходя из содержания данных Росреестра в ЕГРН отсутствуют сведения о пересечении (наложении) границ спорных участков.

Таким образом, по нашему мнению, при рассмотрении вопроса о наличии или отсутствии вины Общества в анализируемом деле существенное значение имеют обстоятельства, связанные с его добросовестностью и обеспечением достаточности стандарта поведения при проверке получаемого в аренду объекта недвижимости, достигаемого путем обращения к общедоступным сведениям ЕГРН, поскольку риски, связанные с недостоверностью (а равно недостаточностью) данных ЕГРН, недопустимо возлагать на добросовестного арендатора, разумно и обоснованно полагавшегося на данные ЕГРН о категории арендованных им земель и осуществляющего владение и пользование участком в соответствии с его разрешенным использованием.

Дмитрий Некрестьянов

Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям

Cкачать VCARD
Дмитрий Некрестьянов

Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ