Комментарии в СМИ
«У Фонда имущества Петербурга появятся конкуренты»
Дмитрий Некрестьянов, партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры», считает принятое постановление об отборе продавцов государственного имущества на конкурсной основе продолжением общей тенденции на внедрение конкурсных процедур.
Фонд имущества Петербурга может потерять эксклюзивное право продавать на торгах объекты приватизации из городской казны. Причина — принятые на днях поправки в федеральное законодательство, регулирующее продажу государственного и муниципального имущества. По новой норме продавцом городского имущества может выступать либо сам город в лице комитета имущественных отношений, либо другое юрлицо, которое выиграло это право на конкурсе.
Ситуация на рынке продажи объектов приватизации госимущества изменилась вчера, после того как было опубликовано и вступило в силу постановление правительства РФ №1164 от 26.09.2017, подписанное премьер-министром Дмитрием Медведевым. Главная идея этого документа сводится к тому, что регионы должны отбирать продавцов госимущества на конкурсе. Это лишает организации, подобные Фонду имущества Петербурга, монопольного права выступать продавцом региональных активов. В пояснительной записке к документу, в частности, как позитивный пример приводится опыт Росимущества, которое рассылает предложения об организации торгов по приватизации акций и недвижимости всем аккредитованным для продажи госимущества федеральным площадкам (их на данный момент 23) и выбирает лучшее из поступивших предложений.
Теперь по этому алгоритму, судя по всему, придется работать и Петербургу, где с 1991 года все городские активы целевым образом передавали для продажи Фонду имущества Петербурга.
Гендиректор Фонда имущества Петербурга Денис Мартюшев отказался комментировать эту тему, и заявил, что вообще не будет общаться с «ДП», где «один негатив и заказуха». В комитете имущественных отношений на вопрос, как теперь будет выстроена работа по торгам в городе, ответили, что принятый закон не ограничит поле деятельности Фонда, а напротив, даже расширит его полномочия.
«Законом Петербурга официальным продавцом госимущества на территории города установлен Фонд имущества. И он, как продавец, по результатам конкурсных процедур теперь сможет делегировать свои полномочия сторонним организациям», — говорят в КИО.
Но сторонние юристы, прочитавшие постановление, считают, что в комитете документ не поняли. «С учетом того, что федеральное законодательство имеет приоритет над региональным, в контексте изданного постановления, а также федерального антимонопольного законодательства Петербургу предстоит корректировка городского закона «О приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга», в котором Фонд имущества прямо указан в качестве продавца. По новой норме продавцом городского имущества может выступать либо сам КИО, либо другое юрлицо, которое выиграло это право на торгах. И по истечении действующего договора с Фондом (он заключался на 5 лет и истекает в 2020 году), комитету придется проводить конкурс на право выступить продавцом городского имущества», — говорит директор РГУД Елена Бодрова.
«Продавцы госимущества — это органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по распоряжению имуществом. На практике они часто создавали структуры, которым передавали часть полномочий по приватизации (но не по принятию решений). Это противоречило положениям действующего законодательства о контрактной системе, нарушало законодательство «О конкуренции». Новое постановление правительства РФ устранило эти недочеты в законодательстве», — говорит руководитель юридического департамента Российского аукционного дома Виолетта Герасимова.
«Это постановление — продолжение общей государственной тенденции на внедрение конкурсных процедур. Аналогичная ситуация уже более года развивается с контрактами ГУП «ГУИОН», где также антимонопольная служба настаивает на проведении конкурсных процедур. Но не думаю, что с Фондом имущества что-то случится. Более того, можно ожидать, что регион воспользуется стандартной лазейкой для таких ситуаций — так как новое законодательство не распространяется на исполнение действующего договора с Фондом имущества», — добавляет партнер юридического бюро «Качкин и партнеры» Дмитрий Некрестьянов.
Как это изменение в законе повлияет на рынок имущества, пока сказать сложно. В последние годы доходы казны Петербурга от приватизации были не очень большими. По итогам прошлого года город получил по этой статье лишь 560 млн рублей при общих доходах более 9 млрд рублей (львиную долю поступлений, а именно 6,7 млрд рублей, казне обеспечил выкуп бизнесом арендуемых помещений по ФЗ-159). Но в этом году фронт работы по продаже зданий с землей в Петербурге расширится. Только от продажи особняков, освободившихся после переезда комитетов городской администрации в «Невскую ратушу», город рассчитывает выручить, как ранее заявлял гендиректор Фонда имущества Денис Мартюшев, до 10 млрд рублей. В программу городской приватизации также входит реализация 450 жилых и нежилых аварийных домов, из них 30% — это дачи в Курортном районе города, и 50% — здания-памятники.
Продавец, как известно, получает комиссию от каждой сделки. Разумеется, другим аукционным площадкам будет интересно побороться за этот кусок рынка. Следует также отметить, что по федеральной приватизации размер вознаграждения не превышает 2%, в то время как услуги Фонда имущества обходятся покупателю в 3%. Так что не исключено, что, конкурируя за право продавать городские активы, организаторы торгов еще понизят плату за свои услуги.
«Если возможность поучаствовать в торгах за право реализации имущества Петербурга появится, мы ее рассмотрим. Думаю, ситуация на рынке недвижимости движется в правильном направлении. Надо уходить от монополии и идти к конкуренции. Она — двигатель прогресса. В данном случае, благодаря конкуренции, имущество городской казны сможет продаваться быстрее и дороже», — говорит гендиректор компании Colliers International Николай Казанский.
«Право выбора чиновниками площадок по проведению торгов никем не оспаривалось. Но естественно, что чиновник предпочтет передать ответственность аукционному дому или выбрать госструктуру, которая будет реализовывать то или иное имущество. Как asset-менеджеру нам было бы интересно стать частью аукционного дома. Но, думаю, что после реструктуризаци будет примерно та же ситуация, как сейчас. Только нас ожидает временный перерыв на 3-6 месяцев», — говорит руководитель проектов девелопмента и развития территорий Becar Asset Management Group Александр Кириятских.
Наталья Ковтун
Материал опубликован на сайте газеты «Деловой Петербург» 06.10.2017
Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям