Комментарии в СМИ

«Гаражные приметы: паркинги – к пожарам»

Юрий Халимовский, старший юрист практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры» прокомментировал ситуацию с организацией новых паркингов и сносом старых гаражных кооперативов на территории Санкт-Петербурга.

В Смольном снова объявили о строительстве паркингов. В течение 7-8 лет должны быть построены новые «вместилища» для 500 тысяч машин. Первый конкурс намечено провести уже в ноябре. При этом, по самым приблизительным подсчетам, автовладельцев в Петербурге около полутора миллионов. Поэтому даже такое масштабное строительство все проблемы хранения пока не решит. Тем более, что в рамках подготовки этой программы будет снесено около 300 тысяч гаражей.

О том, что в городе будут построены паркинги на 500 тысяч машино-мест, Валентина Матвиенко заявила 20-го октября в Законодательном собрании, представляя бюджет на 2011 год. Губернатор добавила, что уже появились крупные инвесторы, готовые принять участие в этой программе. Позднее глава комитета по инвестициям и стратегическим проектам Алексей Чичканов разъяснил журналистам, что программа рассчитана на 7-8 лет, город уже проводит работу по выбору участков, а первые торги запланировано провести в ноябре.

О планах Смольного по созданию паркингов в центре города начали говорить еще в сентябре 2009 года, когда комитет по транспорту предложил и согласовал адресный перечень для строительства 231 площадки для хранения автомобилей. Предложения по включению адресов в список подавали несколько отраслевых комитетов и все районные администрации города.

Больше всего паркингов — 31 — планируется построить в Невском районе, в основном, на улице Тельмана и на Дальневосточном проспекте. 29 адресов выделили в Приморском районе, 23 — во Фрунзенском. 22 площадки предусмотрели в Выборгском, 26 в Калининском (среди них аж 6 в разных частях улицы Руставели). 18 площадок — в Красносельском районе (6 из них — на Волхонке). 15 — в Московском районе. В Кировском районе нашлось 6 участков, причем один из них — на площади около памятника Кирову. 7 паркингов хотели построить в Колпино, 6 — в Красногвардейском районе. По пять площадок нашли в Кронштадте и Пушкине, четыре — в Сестрорецке, три — в Зеленогорске. Зато на Петроградской стороне сумели выделить место только под одну стоянку — северо-западнее дома 42 по Каменноостровскому проспекту.

В центральной части города планировалось предоставить под паркинги 21 территорию: 7 в Адмиралтейском районе и 14 — в Центральном. Причем, использовать в Смольном предложили не только новые, но и уже существующие стоянки автотранспорта. Так, среди объектов, на которых предполагается расширение парковок, значатся Исаакиевская площадь, площадь Труда, площадь Репина, Казанская площадь (за собором), площадь Островского (справа от театра), площадь Александра Невского (перед гостиницей «Москва»), территория под Большой Конюшенной (от Волынского переулка до Конюшенной), Греческая площадь. Под паркинг также предполагается выделить сквер на углу Миллионной улицы и Мраморного переулка.

На Васильевском острове предоставили 9 территорий. Среди них нашлись участки как в старой части В.О., так и в новой — на Биржевой площади и напротив ДК им. Кирова, на Морской набережной. Полный список предложенных год назад адресов приведен здесь.

Заметим, что в 2008 году Смольный уже принимал решение о создании паркингов — под эти цели инвесторам было продано около двух десятков земельных участков. Однако в некоторых случаях (например, на 9-й линии Васильевского острова) территорию под строительство выделили внутри квартала, причем компания «Империя» предполагала возвести паркинг на месте существующего сада, перегородив при этом все въезды во двор. Вызвали протесты населения и намерения ООО «Фирма Трис» построить на Ново-Смоленской набережной паркинги, совмещенные с торгово-развлекательными комплексами — к слову, строительство все же началось, но объекты не завершены, и, по данным «Фонтанки», работы приостановлены. Не реализована до сих пор и идея использовать для парковки автомашин пространство под Большой Конюшенной площадью. Впрочем, невоплощенные замыслы не мешают городским властям принимать решения о сносе гаражей.

О том, что город ожидают новые гаражные войны, стало известно весной этого года. На круглом столе, посвященном проблемам владельцев гаражей, замглавы КУГИ Дмитрий Куракин объявил, что КУГИ не будет продлевать договоры аренды с гаражными кооперативами, если найдутся инвесторы, готовые построить на месте или неподалёку от «морально устаревших» боксов современные паркинги. Краткосрочных договоров аренды земли примерно три четверти, и таким образом под угрозой сноса оказалось 75% ГСК. Причем никакой компенсации владельцам гаражей не обещали.

Куракин пояснил, что гаражные кооперативы, как правило, арендуют государственную землю, и по истечении договора арендатор обязан возвратить её в том же виде, в каком и получал. То есть, никакого законного права на компенсацию владельцы гаражей (но не земли под ними) не имеют в любом случае, более того, все постройки они обязаны снести за свой счёт. «Это риски арендатора. И нашу правоту подтверждают суды — на сегодняшний день не удовлетворено ни одного иска о выплате компенсаций», — подчеркнул зампред КУГИ.

Впрочем, уже в сентябре правительство города приняло постановление №1234, в котором прописаны различные варианты возмещения при сносе гаражей. В среднем размер денежной компенсации за гараж составит 30 тысяч рублей. «Мы понимаем, что гаражников много, они отнюдь не богаты и прибыли из своей деятельности не генерируют, так что это такая форма социальной поддержки. Но полную стоимость выплачивать не готовы», — объяснил Куракин.

Но и эти деньги владельцам получить не удается. Почему-то при передаче земельного участка инвестору выясняется, что никаких гаражей на территории нет, а, следовательно, и вопросы компенсации новый владелец решать не обязан. Такая ситуация сложилась в Приморском районе — сразу три гаражных кооператива были объявлены несуществующими на Ситцевой улице , на Парнасе , на Дальневосточном, 1.

По всем документам, подписанным специалистами КУГИ, участки свободны от объектов недвижимости или каких-либо строений и не обременены правами третьих лиц. То есть, по сути, все гаражи — это самострой, а их владельцы, исправно платившие многие годы аренду, занимают территорию незаконно.

«Это распространенный случай, — прокомментировал ситуацию старший юрист департамента недвижимости юридической фирмы «Качкин и партнеры». — У гаражных кооперативов, особенно тех, которые созданы в советские времена, часто возникает путаница с документами — либо земельный участок не сформирован, а, следовательно, и объекты недвижимости на нем не существуют, либо гаражи когда-то давно были зарегистрированы как временные строения, и теперь доказать, что они — капитальные, не удается».

Гаражные войны в Петербурге принимают регулярный характер, каждый раз совпадая с выходом новой инициативы Смольного по развитию города. Первая их вспышка приходится на 2006 год, когда под снос пошли гаражные кооперативы, расположенные в зоне строительства ЗСД. «Гаражники» бились за свое имущество отчаянно — против молодых людей, собиравшихся защищать частную собственность с помощью «коктейля Молотова», был брошен ОМОН.

По сведениям Всероссийского общества автомобилистов, строители дороги снесли в районе ЗСД в Московском и Кировском районах 3200 гаражей. Владельцам обещали компенсацию, однако ее сумели получить только те, кто обратился в суды. Причем размер денежных выплат, по мнению автовладельцев, выглядит издевательством — 19 тысяч рублей за железный гараж и 30-50 тысяч — за каменный.

В 2007 году было принято решение снести для нужд растущего города и гаражные кооперативы в 5-м Предпортовом проезде. В этом случае о компенсациях речь вообще не шла — автомобилистам предложили искать приют для машин на ближайших стоянках. В феврале 2008 года правительство города объявило о грядущем сносе нескольких ГСК в Приморском и Василеостровском районах. Об этом заявила губернатор Валентина Матвиенко во время одного из объездов. Градоначальница добавила, что на фоне благоустроенных территорий боксы выглядят убого, а будущее хранения автомобилей в Петербурге – это многоэтажные паркинги.

В конце февраля 2008 года комитет по строительству Петербурга объявил о планах продать 23 га земли, с расположенными там гаражами и автостоянками. На их месте должны были появиться деловые центры и торговые комплексы. Задачу решать имущественные вопросы с гаражниками возложили на инвесторов. На втором этапе гаражной войны обошлись без ОМОНа — гаражные кооперативы попросту заполыхали пожарами.

Месяц назад начался новый этап военных действий. Гаражные кооперативы на Парнасе вначале были разграблены мародерами, потом в них произошла серия пожаров, а сносили их под охраной бойцов ОМОН. Представители гаражного кооператива обратились с открытым письмом к президенту России Дмитрию Медведеву с просьбой остановить беззаконие, однако ответа пока не получили. На подходе следующий гаражный конфликт — владельцы КАС «Авангард», расположенного в Красном Селе, получили предписание освободить территорию до 19 января 2011 года. Никакой компенсации им не предусмотрено.

Кира Обухова

 

Ссылка на источник

Дмитрий Некрестьянов

Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям

Cкачать VCARD
Дмитрий Некрестьянов

Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ