Комментарии в СМИ

«Греф предупреждает: может остановиться строительство дорог, школ и больниц»

Комментирует возможное внесение поправок в закон о концессиях управляющий партнер АБ «Качкин и Партнеры», руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП Денис Качкин.

Не успел рынок государственно-частного партнерства и концессий оправиться от поправок в Бюджетный кодекс, как над ним нависла новая угроза — поправки в закон о концессиях. Их готовит Минэкономразвития и собирается, в частности, ввести ограничения на финансовое участие государства. Оно может составить не более 80% всех инвестиционных и эксплуатационных расходов частного инвестора.

Это беспокоит не только небольших участников рынка концессий и консультантов, но и такого крупного игрока, как СбербанкОграничения «окажут существенное негативное влияние на заключение и исполнение концессионных соглашений и, как следствие, на привлечение инвестиций в целый комплекс инфраструктурных проектов», предупреждает президент Сбербанка Герман Греф в письме, направленном в правительство и Совет Федерации. VTimes ознакомились с содержанием письма, подлинность подтвердил участник рынка концессий, читавший письмо.

Введение лимита на компенсацию расходов инвестора фактически сделает невозможными проекты, в которых коммерческая выручка от использования объекта незначительна или отсутствует, объясняет ГрефК таким проектам относятся бесплатные автомобильные дороги, строительство образовательных учреждений, объектов здравоохранения, благоустройство городов. Это может стоить государству 150 млрд руб. недополученных частных инвестиций в ближайшие годы, приводит подсчеты экспертов президент Сбербанка.

В пресс-службе Совета Федерации подтвердили, что получили письмо ГрефаПресс-служба правительства не ответила на запрос, но источник в аппарате правительства знает, что обращение получено и уже направлено в Минэкономразвития для рассмотрения. Представитель министерства не ответил на запрос, его коллега из Сбербанка отказался от комментариев.

Поправки должны решить давнюю проблему — разграничить концессии и госзаказ. Чиновники пытаются сделать это уже несколько лет. Впервые о том, что концессии не должны на 100% быть оплачены государством, заявила ФАС во время знаменитого «башкирского дела» в 2017 г. Тогда служба обвинила участников проекта строительства автодороги в том, что они хотели обойти процедуры торгов по госзаказу и поэтому заключили концессию.

Концессии в России существуют уже 15 лет. За это время было подписано 430 соглашений дороже 100 млн руб., подсчитала InfraOneНо до стадии коммерческого закрытия дошло 277 проектов, отмечала Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) в начале года. Все инвестиции во все проекты должны составить около 1,9 трлн руб. При этом по каждому из 18 мегапроектов — 17 транспортных и одному коммунальному — обязательства превышают 30 млрд руб.

Ограничение, предложенное в поправках, представляет большую угрозу для рынка: вне закона могут оказаться все концессии с платой за доступность и значительная часть низкорентабельных проектов, к которым относится почти вся социальная сфера, говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» Денис Качкин. «Это, безусловно, резкая и непродуманная в плане последствий инициатива», — категоричен он.

Защищая бюджет, законодатели могут серьезно поразить в правах инвесторов, им станет неинтересно включаться в проекты. «Представьте, что вы — продавец в магазине. Приходит покупатель, выбирает товар на ощутимую сумму, вы все пробиваете через кассу, упаковываете, отдаете товар, протягиваете руки за оплатой, а вам выдают на 20% меньше», — иллюстрирует управляющий партнер «Пионеры ГЧП» Дарья Годунова. «Вам же полностью оказали услугу, товар у вас на руках, увещеваете вы покупателя, но тот отвечает: «Нет, я решил, что сегодня это стоит столько, а остальное, чтобы закрыть кассу, доложите из своих». Как вам такая рыночная экономика?» — интересуется эксперт. Инвестор не меценат и не благотворитель, подчеркивает она, он приходит зарабатывать деньги. К тому же все затраты по проекту всегда просчитываются и обосновываются, добавляет Годунова.

Решить задачу так, чтобы сохранить бюджетные деньги и интерес инвесторов, по словам экспертов, можно. Вариантов решения несколько, они выработаны практикой и успешно реализуются в других юрисдикциях, отмечает КачкинОптимально было бы ввести единые для концессий и госзакупок понятные и прозрачные конкурсы, которые бы исключили эту вредную полемику о скрытом обходе торгов по госзаказу. И вторым этапом он предлагает обязательно оценивать любой новый инфраструктурный проект — что для него оптимально, государственно-частное партнерство или закупка. Нужно разработать методику оценки, нормативный фильтр и ограниченный перечень отраслей, где этот фильтр должен применяться, предлагает Качкин.

Екатерина Мереминская

Материал опубликован на сайте «VTimes» 02.11.2020

ПОДЕЛИТЬСЯ

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ