Комментарии в СМИ
«Греф предупреждает: может остановиться строительство дорог, школ и больниц»
Комментирует возможное внесение поправок в закон о концессиях управляющий партнер АБ «Качкин и Партнеры», руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП Денис Качкин.
Не успел рынок государственно-частного партнерства и концессий оправиться от поправок в Бюджетный кодекс, как над ним нависла новая угроза — поправки в закон о концессиях. Их готовит Минэкономразвития и собирается, в частности, ввести ограничения на финансовое участие государства. Оно может составить не более 80% всех инвестиционных и эксплуатационных расходов частного инвестора.
Это беспокоит не только небольших участников рынка концессий и консультантов, но и такого крупного игрока, как Сбербанк. Ограничения «окажут существенное негативное влияние на заключение и исполнение концессионных соглашений и, как следствие, на привлечение инвестиций в целый комплекс инфраструктурных проектов», предупреждает президент Сбербанка Герман Греф в письме, направленном в правительство и Совет Федерации. VTimes ознакомились с содержанием письма, подлинность подтвердил участник рынка концессий, читавший письмо.
Введение лимита на компенсацию расходов инвестора фактически сделает невозможными проекты, в которых коммерческая выручка от использования объекта незначительна или отсутствует, объясняет Греф. К таким проектам относятся бесплатные автомобильные дороги, строительство образовательных учреждений, объектов здравоохранения, благоустройство городов. Это может стоить государству 150 млрд руб. недополученных частных инвестиций в ближайшие годы, приводит подсчеты экспертов президент Сбербанка.
В пресс-службе Совета Федерации подтвердили, что получили письмо Грефа. Пресс-служба правительства не ответила на запрос, но источник в аппарате правительства знает, что обращение получено и уже направлено в Минэкономразвития для рассмотрения. Представитель министерства не ответил на запрос, его коллега из Сбербанка отказался от комментариев.
Поправки должны решить давнюю проблему — разграничить концессии и госзаказ. Чиновники пытаются сделать это уже несколько лет. Впервые о том, что концессии не должны на 100% быть оплачены государством, заявила ФАС во время знаменитого «башкирского дела» в 2017 г. Тогда служба обвинила участников проекта строительства автодороги в том, что они хотели обойти процедуры торгов по госзаказу и поэтому заключили концессию.
Концессии в России существуют уже 15 лет. За это время было подписано 430 соглашений дороже 100 млн руб., подсчитала InfraOne. Но до стадии коммерческого закрытия дошло 277 проектов, отмечала Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) в начале года. Все инвестиции во все проекты должны составить около 1,9 трлн руб. При этом по каждому из 18 мегапроектов — 17 транспортных и одному коммунальному — обязательства превышают 30 млрд руб.
Ограничение, предложенное в поправках, представляет большую угрозу для рынка: вне закона могут оказаться все концессии с платой за доступность и значительная часть низкорентабельных проектов, к которым относится почти вся социальная сфера, говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» Денис Качкин. «Это, безусловно, резкая и непродуманная в плане последствий инициатива», — категоричен он.
Защищая бюджет, законодатели могут серьезно поразить в правах инвесторов, им станет неинтересно включаться в проекты. «Представьте, что вы — продавец в магазине. Приходит покупатель, выбирает товар на ощутимую сумму, вы все пробиваете через кассу, упаковываете, отдаете товар, протягиваете руки за оплатой, а вам выдают на 20% меньше», — иллюстрирует управляющий партнер «Пионеры ГЧП» Дарья Годунова. «Вам же полностью оказали услугу, товар у вас на руках, увещеваете вы покупателя, но тот отвечает: «Нет, я решил, что сегодня это стоит столько, а остальное, чтобы закрыть кассу, доложите из своих». Как вам такая рыночная экономика?» — интересуется эксперт. Инвестор не меценат и не благотворитель, подчеркивает она, он приходит зарабатывать деньги. К тому же все затраты по проекту всегда просчитываются и обосновываются, добавляет Годунова.
Решить задачу так, чтобы сохранить бюджетные деньги и интерес инвесторов, по словам экспертов, можно. Вариантов решения несколько, они выработаны практикой и успешно реализуются в других юрисдикциях, отмечает Качкин. Оптимально было бы ввести единые для концессий и госзакупок понятные и прозрачные конкурсы, которые бы исключили эту вредную полемику о скрытом обходе торгов по госзаказу. И вторым этапом он предлагает обязательно оценивать любой новый инфраструктурный проект — что для него оптимально, государственно-частное партнерство или закупка. Нужно разработать методику оценки, нормативный фильтр и ограниченный перечень отраслей, где этот фильтр должен применяться, предлагает Качкин.
Екатерина Мереминская
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF