Комментарии в СМИ
«Кина не будет?»
Комментирует ситуацию с положением кинотеатров и индустрии развлечений в целом Дмитрий Некрестьянов, партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и Партнеры».
В конце сентября Роспотребнадзор рекомендовал собственникам московских кинотеатров «почаще проверять наличие медицинских масок в зрительных залах» – в ведомстве считают, что контролеры должны делать это каждые 10–15 минут сеанса. В Ассоциации владельцев кинотеатров говорят, что уже готовятся к новым ограничениям и повторному возможному закрытию на фоне роста заболеваемости коронавирусом в Москве, хотя сегмент еще не оправился и после первого карантина. Второе же закрытие, по мнению игроков, закончится для отрасли катастрофой. Под постоянной угрозой введения дополнительных ограничений или закрытия полгода ходят не только кинотеатры, но и вся индустрия развлечений в торговых центрах – детские парки, школы выходного дня, галереи, музеи и лектории. По разным оценкам, их доходы не восстановились даже на 40% докоронакризисных показателей.
Хотя кинотеатры пока не получили никакой реальной государственной поддержки, восстанавливаться они начали сразу же после снятия ограничений. По данным РБК, если за все лето они заработали 529 млн руб., то уже в сентябре кассовые сборы только блокбастера «Довод» достигли 640,7 млн руб; два других лидера российского проката – ремейк анимационного фильма «Мулан» и мелодрама «После. Глава 2» – заработали в сентябре соответственно 281,9 млн и 194,5 млн руб. Однако зарабатывать больше пока возможности нет – в кинозалах зрителей обязаны рассаживать на 1,5 м друг от друга, а между сеансами не менее получаса проводиться дезинфекция. Кроме того, многие крупные премьеры, запланированные на этот год, были перенесены на 2021-й. Среди них – «Форсаж 9», сиквел «Аватара», фильм киновселенной Marvel «Черная вдова». «Гигантский локомотив индустрии развлечений вдруг забуксовал и стал разваливаться на части, – вздыхает Инесса Самохвалова, управляющий партнер ITD Properties. – Крупные кинокомпании по всему миру начали экстренно видоизменять давно сложившийся порядок: кинопроизводство-фестивалипрокат. В результате часть ожидаемых релизов была напрямую отправлена во всемирную сеть, часть отложена до лучших времен. И только малая доля новинок пошла привычным путем – в результате кинотеатры получили лишь небольшую часть контента».
Однако то, что в конечном итоге попало в прокат, не вызвало ажиотажного спроса у зрителя, резюмирует г-жа Самохвалова. Кинотеатрам не осталось ничего другого, как поднимать из архивов старые ленты и составлять на свой страх и риск «пандемный» репертуарный лист. Успехов никто не достиг – просто потому, что «сделать это удачно было невозможно», убеждены в ITD Properties. Зритель просто отказался пересматривать на большом экране «повторные» картины. «Какие-то премьеры продолжают переноситься, но это никак не повлияло на полноту репертуара – зрителей «КАРО», например, ежедневно ждет множество новинок, специальных показов, ретроспектив и сериальных марафонов, – рассказывает Ольга Зинякова, президент сети кинотеатров «КАРО». – Так, в октябре мы решили показать «Овсянок» Алексея Федорченко, хиты проекта TheatreHD и OperaHD, фильмы в рамках фестиваля Amfest. Уже на этой неделе начинается “Капоне. Лицо со шрамом” с Томом Харди в главной роли. Вообще, кинопоказ в Москве стартовал очень бодро. Зрительское поведение же в период перезапуска обнаружило интересную тенденцию: фильмы со строго очерченным жанром стали востребованнее других. Это подтвердил невероятный успех боевика «Гренландия» и триумф молодежной мелодрамы «После. Глава 2». Отличный бокс-офис главных голливудских премьер дал понять – зритель с удовольствием вернулся в кинотеатры и готов соблюдать все ограничительные меры, чтобы смотреть кино на большом экране». Зависимость кинотеатров от репертуара подчеркивает и основатель кинопрокатной компании «Иноекино» Алексей Бажин: «Мы пережили карантин и посткарантин терпимо. Но мы – небольшая компания. Сократили избыточные затраты на PR, тем более, мы в своем сегменте и так известны, так как сам сегмент и создали отчасти. На три месяца были снижена зарплата остальным. Сложно пришлось с мировыми дистрибьюторами и студиями, у кого мы закупаем фильмы для проката – ведь у нас нет возможности сейчас им выплачивать роялти за ранее выпущенные фильмы и завершатьоплату новых закупок, так как мы только сейчас начали собирать долги с кинотеатров, но до их полного закрытия еще далеко. Однако почти все компании стараются находить компромиссы в этой цепочке между собой, иначе всем будет только хуже. Ну а посетитель, возможно, стал более избирательным. К примеру, мы видим, как толковое кино в прокате собирает, а слабое – не собирает. Особенно это касается российских «блокбастеров», которые либо стараются угнаться за Голливудом, либо снова опираются на героику и патетику из прошлых достижений. Это уже не работает на зрителя. Впрочем, сейчас сложно со сборами и у авторского кино, но его пока выходило мало, нужно выждать еще пару месяцев хотя бы. Думаю, что для выхода индустрии из кризиса понадобится не менее одного года, а скорее два». Однако, резкое ослабление финансового положения киносетей привело к росту долгов перед прокатчиками, указывает Инесса Самохвалова. Так, «Киномакс» задолжала НМГ Студии порядка 83 млн рублей за прокаткартин «Лед-2» и «Вторжение». Конкурировать с оффлайн-кинотеатрами стали и домашние экраны – практически все торговые специализированные сети отмечали во время карантина бум продаж домашних кинотеатров. Расцвели стримминговые видеосервисы, просмотры сериалов Netflix увеличились более чем в два раза. Сеть получила своих новых адептов и уже вряд ли отпустит просто так свою паству обратно в мир старых добрых кинозалов, убеждена г-жа Самохвалова. Закрытый показ По данным Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС), в кинотеатрах России с 30 июля по 16 сентября 2020 г. побывали 5 млн. человек. В прошлом году в аналогичный период посещаемость кинотеатров составила 23,2 млн. человек (в 4,5 раза больше). Но есть и хорошие новости – если средняя заполняемость залов за неделю в августе не превышала 5,6% –7,8%, то в сентябре практически удвоилась до 10,3% – 11,7%. Правда, по данным CBRE, в среднем население тратит теперь на посещение кинотеатров в двараза меньше, чем годом ранее, что, безусловно, отражается на оборотах кинотеатров. В «Региондевелопмент» вообще оценивают загрузку кинотеатров на «20% от докоронавирусной эпохи». Однако, по словам Ольги Зиняковой, сентябрь 2020 года все-таки показал те же сборы и посещаемость, что и в 2019 году, а сети «удалось избежать разногласий и успешно запустить кинотеатры во всех городах присутствия». Однако после длительного закрытия с 17 марта в России до сих пор открылись не все кинотеатры: по данным на конец сентября, их работа разрешена в 75 регионах из 85. Кинотеатры все еще закрыты в Мурманской, Волгоградской областях, Краснодарском крае и пр. В сентябре Ассоциация владельцев кинотеатров обратилась к прокурору Ставропольского края с просьбой дать оценку нормативных правовых актов губернатора Ставропольского края на предмет соответствия соблюдению показателей, установленных Роспотребнадзором РФ для снятия ограничений, провести проверку обоснованности запрета деятельности предприятий, оказывающих услуги по публичной демонстрации кинофильмов, и в случае обнаружения нарушений применить меры прокурорского реагирования в отношении администрации губернатора Ставропольского края и губернатора Ставропольского края. До этого для скорейшего решения вопроса по открытию кинотеатров в некоторых из регионов Ассоциация направляла письма губернаторам, руководителям управлений Роспотребнадзора. В Ассоциации указывают, что «в ряде регионов это помогло органам властиобратить внимание на то, что кинотеатры не опаснее общественного транспорта, библиотек и музеев, но где-то органы власти упорно не хотят принимать решения об открытии кинотеатров, в то время как проводятся массовые мероприятия, работают торговые центры, спортивные объекты». «Открытия кинотеатров в регионах пришлось подождать, хотя все меры безопасности были обеспечены заранее и опробованы на столичных площадках, – вздыхает Ольга Зинякова. – Во всех кинотеатрах присутствуют разметка и санитайзеры, действует специальная система рассадки, регулярно производится дезинфекция. Продукция кинобаров защищена крышками, сами сотрудники также носят маски и защитные экраны, на входе производится термометрия, а продажи максимально перенесены в онлайн – шансов заразиться в кинотеатре действительно не больше, чем в метро, ТРЦ или на улице». Однако выручка в сегменте еды и напитков у кинотеатров все равно существенно сократилась, указывает Инесса Самохвалова: зрители, которые приходят на просмотр за 5–7 минут до начала сеанса, хотят скорее попасть в зрительный зал, чтобы не находится в фуд-зоне и холлах. По данным исследования, проведенного в июне командой проекта «Кинозритель», если до пандемии доля активных потребителей продукции кинобара составляла 41% киноаудитории, то после возобновления работы продукцию кинобара при каждом посещении готовы покупать не более 35% киноаудитории. 19% респондентов, планирующих отказаться от совершения покупок в кинобаре, мотивируют свое решение страхом заразиться коронавирусом, а еще 15% предпочтут сэкономить на посещении кинобара, заплатив только за билет. При этом 70% опрошенных вообще пойдут в кинотеатр, только если в нем будет проводиться дезинфекция залов и холла после каждого сеанса. Эпидемиологическая ситуация напрямую влияет на готовность зрителей ходить в кино и покупать продукцию кинобара, соглашается Наталья Якименко, генеральный директор Lynks Property Management, а все вместе дает основание прогнозировать еще большее снижение доходов отрасли – аналитики индустрии дают прогноз падения рынка на 48 млрд руб. по сравнению с благополучным 2019 годом. «Даже в тех регионах, где кинотеатры смогли начать работу, их доходы остаются низкими, – резюмирует Наталья Якименко. – Во-первых, всегда помним, что операторы обязаны сократить количество мест в залах на 50%. Кроме того, усиленная санитарная обработка также приводит к увеличению перерывов между сеансами». Расходы «на безопасность» (санитайзеры, маски, перчатки и прочее) стали ощутимой статьей бюджета при уменьшенных доходах из-за действующих мер рассадки и прочих ограничений, поддерживает Ольга Зинякова – в сети очень рассчитывают на государственную поддержку отрасли, которую ждет долгое восстановление. Пока же Роспотребнадзор рекомендовал контролерам московских кинотеатров «почаще проверять наличие медицинских масок у посетителей в зрительных залах». В ведомстве считают, что во время сеанса контролеры должны заходить в зал как минимум каждые 10–15 минут. Глава Ассоциации владельцев кинотеатров (включает Объединенную сеть кинотеатров – «Синема Парк», «Формула кино» и «Кино Окко», «Премьер Зал», «Пять звезд», «Люмен Фильм» и других) Олег Березин в интервью «РИА Новости» назвал слова главы столичного Роспотребнадзора «юридически спорными», поскольку, по его словам, кинотеатры вообще не имеют права каждые десять минут проверять зрителей в зале. «Не представляю, как в кинозале вместимостью в 300 человек, где, предположим, будут сидеть 100 человек, начнет ходить администратор перед моим лицом и убеждать посетителей надеть маску, либо выйти из зала, – сообщил г-н Березин. – Это юридически спорная ситуация, потому что формально кинотеатр не имеет права отказать посетителю в оказании услуг. Их идея понятна, но крайними опять окажутся кинотеатры, которые не вывели непослушных зрителей из зала, не остановили сеанс, не устроили общественное порицание».
Дмитрий Некрестьянов, адвокат, партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и Партнеры», напоминает, что требование к ношению масок в общественных местах установлено нормативным актом субъекта на основании рекомендации Роспотребнадзора, что, в свою очередь, предусмотрено законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
«Все попытки оспорить такие ограничения как незаконные пока не увенчались успехом ни в одном регионе, – сообщает эксперт. – Отказ в оказании услуги при нарушении требования тоже допустим законом, так что предложение покинуть зал в целом может быть отнесено к отказу в оказании услуги. Вызывает сомнение, что такой отказ может затрагивать права других посетителей (вывод – может мешать смотреть фильм), но перспективы защиты от такого рода нарушения права оцениваю как малореальные – суды будут прикрываться общими фразами о превышении роли общественных интересов (безопасность) над частными (просмотр фильма)».
В свою очередь, в Роспотребнадзоре сообщили, что отсутствие масок у посетителей может закончиться для кинотеатра штрафом до 500 тыс. руб. или приостановкой деятельности на три месяца. На днях уже были проверены, например, ряд московских театров, где Роспотребнадзор обнаружил нарушения масочного режима.
По данным исследования проекта «Кинозритель», более трети киноаудитории выразили намерение посетить кинотеатры сразу после открытия, а 67% родителей – готовы отпустить в кинотеатры детей. Наибольшую готовность пойти в кинотеатр продемонстрировала аудитория 18–24 лет (каждый второй планировал пойти в кино, как только кинотеатры возобновят работу). Правда, 38% респондентов готовы смотреть только новинки репертуара (30% среди зрителей в возрасте 45–55 лет и 47% из тех, кто привык ходить в кино 1–2 раза в полгода).
Однако еще в сентябре председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин рассказал РБК, что московские кинотеатры готовятся к повторному закрытию из-за роста случаев заболевания коронавирусом. Так, с линейным персоналом кинотеатров заключаются краткосрочные контракты, в которых учитываются особые условия на случай нового карантина и приостановки деятельности. Также владельцы кинозалов более внимательно относятся к договоренностям с арендодателями, в первую очередь – с торговыми центрами, и уделяют особое внимание формированию запасов продукции для кинобаров: после закрытия в марте пришлось утилизировать продукты и напитки со складов из-за истечения срока годности. По словам Олега Березина, «вторая волна коронавируса, очевидно, добьет отрасль – еще одного карантина кинотеатры не переживут». Если кинотеатры будут снова закрыты, в результате повторится ситуация середины 1990-х годов, когда советские кинозалы исчезли, а новые, уже крупные сети еще не появились (они стали открываться лишь в начале 2000-х), прогнозирует г-н Березин. В целом кинотеатры как отрасль до сих пор не ощутили каких-либо существенных мер поддержки – утвержденными льготами смогли воспользоваться не более четверти из них.
«Власть поддерживает инфраструктурные предприятия государства – оборонную промышленность, армию и т. д. Задачи сохранения бизнеса у власти – как федеральной, так и региональной – нет, поэтому следует отказаться от риторики поддержки: будем сами справляться», – сообщил в интервью РБК председатель Ассоциации владельцев кинотеатров.
По словам Инессы Самохваловой, арендодатели идут на значительные уступки операторам – снижение арендных ставок для этих игроков в среднем составляет 50–60%, в некоторых регионах эта цифра доходит до 70%. Вопрос выживания кинотеатров под крышей торговых центров – одна из приоритетных задач управляющих компаний на сегодняшний день, указывает эксперт.
«Ситуация с кинотеатрами действительно хуже, чем с остальными сегментами ритейла, – резюмирует Анастасия Егорова, руководитель по брокериджу департамента управления недвижимостью Colliers International. – Связано это с несколькими факторами. Во-первых, сам прокат находится не в самой лучшей форме, не хватает громких премьер, которые хочется посмотреть на большом экране. Во-вторых, летний сезон, в который сняли ограничения, сам по себе располагает скорее к посиделкам на открытых верандах, нежели кинозал. По своему опыту могу сказать – на той премьере, на который была я, был полный зал с учетом рассадки через кресло. Что говорит скорее о нехватке качественного материала, нежели о страхе замкнутого пространства». Однако новых масштабных кинооткрытий в ближайшие годы не будет. По данным CBRE, все новые заявленные проекты – это камерные небольшие кинотеатры максимум на 6–7 залов. На полное же восстановление киноотрасли, если не будет новых массовых закрытий ТЦ, эксперты компании закладывают от 1,5 до 2 лет.
«Киноиндустрия будет восстанавливаться дольше других сегментов развлечений, – считает Наталья Якименко. – Конечно, конец эпохи киноиндустрии пророчили еще со времен появления телевидения, но этого не случилось. Несмотря на низкие текущие показатели, все равно есть ощущение, что зрители вернутся в кино. Как скоро? Пока вопрос остается открытым. Погрузившись в столь затяжной локаут, никто уже даже и не пытается предугадать, когда мир вернется к привычной жизни. Рано или поздно кинотеатры научатся с помощью акций и специальных предложений равномернее распределять трафик, зрители привыкнут соблюдать все меры осторожности, а к новому году выйдут долгожданные премьеры. Хочется верить, что именно предновогодняя атмосфера и последующие каникулы способствуют возвращению к показателям прошлого года. Опыт просмотра фильма со спецэффектами и объемным звуком на большом экране и в окружении десятка других людей, на мой взгляд, заменить ничем нельзя»
С масштабными ограничениями и под угрозой постоянного закрытия по-прежнему работает и весь сегмент развлечений. «Если говорить о торговых центрах в целом, то, например, сегмент детских развлекательных парков пострадал очень серьезно, и восстановление было медленным», – поддерживает Александра Чиркаева, руководитель направления аренды торговых помещений по Москве и Московскому региону, отдел торговых помещений CBRE в Москве.
По словам операторов крупных семейных парков, причин несколько – осторожность и опасения находиться с ребенком в местах скопления людей после пандемии, что сохранится надолго. На втором месте – падение доходов – очевидно, что посещать парки стали реже и по причине цены на входной билет. Кроме того, повлияла сезонность – детей увезли за город еще весной, однако в связи с пандемией загородная жизнь затянулась. Кроме того, положение операторов осложняется масштабными затратами на дезинфекцию и нелояльностью ряда арендодателей.
«Мы предоставляем арендаторам сегмента развлечений скидки и занимаем партнерскую позицию», – говорит Ольга Вальчук, генеральный директор “Региондевелопмент”. – Картина следующая: развлекательный детский комплекс в нашем центре показал достаточно хорошую работу и товарооборот в августе и сентябре; мы можем сказать, что дети с родителями вернулись, также вернулись форматы празднования дней рождения и праздников. Пока наша позиция такая: смотрим, как ведет себя товарооборот по месяцу, и потом уже принимаем решение по скидке».
В целом, по оценкам CBRE, показатели развлекательных форматов все еще ниже докризисных значений на 20–30%, но тренд к росту есть. Будут и новые проекты – готовятся к открытию сразу несколько масштабных парков: московский флагман «Джоки Джойя» в «Весна! Алтуфьево», их же парк в новом ТЦ «Щелковский», «Тейка Бум» в «Метрополисе». «Кинотеатры и сегмент развлечений в ТРЦ часто объединяют в пул самых пострадавших арендаторов, но ситуация у них очень разная, – размышляет Наталия Кермедчиева, управляющий партнер U: consultancy, организатор интерактивных выставок “Первые дети на Марсе”, “Здоровая еда для супергероев”. – И если развлечения уже адаптировались к новой реальности и во многих торговых центрах работают почти в полную силу (хотя и со всеми ограничениями Роспотребнадзора), то кинотеатры действительно зависят от репертуара. В условиях, когда значимые голливудские и российские премьеры компании-прокатчики отложили до лучших времен, многое уходит в онлайн, поэтому показывать зрителям просто нечего. Кроме того, если развлекательные форматы могут за счет количества и разведения сеансов провести через себя больше трафика, то в кинотеатрах из-за ограниченной рассадки и спада посещаемости ситуация почти катастрофическая. Если же сейчас с ростом заболеваемости COVID-19 введут новые ограничения, то стоит ожидать банкротств ряда игроков.
Возвращаясь к развлекательным форматам – люди настолько устали от безвылазного сидения дома, что идут куда угодно, чтобы отвлечься. А еще в школах ввели новую политику: если заболевает один человек в классе, то на карантин отправляют всю параллель, и эти дети хотят социализации, их тоже нужно занимать и развлекать. Не говоря уже о том, что сейчас осенние каникулы. При этом парки и развлечения в них – панда-парки и батутные центры – не в состоянии вместить всех, поэтому значительная часть аудитории даже в летнее время шла в торговые центры». Правда, посетители теперь преимущественно рассматривают «районники» или не слишком большие торговые галереи рядом с домом, мало кто хочет ехать в центр, ТЦ у вокзалов и в суперрегиональные моллы, перечисляет Наталия Кермедчиева.
В итоге на коне – любые гибкие развлекательные форматы, которые можно в режиме реального времени открыть-закрыть, перенести-перевезти, не требующие больших вложений и обслуживающего персонала. Все большую популярность набирают интерактивные выставки с «эффектом погружения», с которыми посетители могут взаимодействовать и даже играть. Все это неудивительно, указывает г-жа Кермедчиева: после явно переоцененного спроса горизонт инвестиций в индустрии меняется в режиме реального времени, и бизнес не готов вкладываться в проекты с окупаемостью десять и более лет. И, несмотря на то, что арендодатели предоставляют операторам скидки на аренду, крупноформатным развлечениям приходится особенно нелегко. Кроме того, сами посетители предпочитают локальные концепции, поскольку там меньше гостей и обслуживающего персонала.
«На одной из наших интерактивных выставок персонала нет вообще: мы сделали приложение, которое само “впускает” на выставку и проводит экскурсию, – продолжает эксперт. – Ну а что будет дальше, зависит только от эпидемиологической ситуации и макроэкономики. В новых договорах арендодатели стремятся сразу указать пункт про закрытие и прописать все до последней буквы – когда, кто и за что платит. Очевидно одно: индустрии развлечений придется кардинально меняться – история с “новой нормальностью” если не навсегда, то, по прогнозам американских футурологов, может растянуться на десять и более лет. Поэтому выиграют не только быстрые-гибкие-мобильные, но и умеющие удивлять, управлять и корректировать ожидания от бизнеса и рынка в режиме онлайн. И, разумеется, слышащие своего клиента также в режиме онлайн: люди сейчас особенно чутки к тому, куда и кому они несут свои деньги».
Влад Лория
Материал опубликован на сайте «CRE Коммерческая недвижимость» №17 (374) Октябрь 2020
Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям