Комментарии в СМИ
«Землю аэропорта в поселке Вещево приватизируют»
Андрей Кулаков, юрист практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры», обращает внимание на тот факт, что собственники расположенных на земельных участках зданий и сооружений имеют исключительное право на выкуп данных участков из государственной или муниципальной собственности.
Арбитражный суд СПб и Ленобласти принял решение признать незаконным отказ администрации Муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области в приватизации земли бывшего аэропорта.
Суд обязал администрацию предоставить в собственность ООО «Выборг-Карго» земельный участок площадью – 4 242 345 кв. м за плату в размере 15 процентов от его кадастровой стоимости. Земля, расположенная в поселке Вещево (Гончаровское сельское поселение), относится к категории земель промышленного и иного специального назначения, вид разрешенного использования – под реконструкцию и строительство авиационного транспортного предприятия.
«Выборг-Карго» – собственник 67 объектов недвижимого имущества бывшего государственного авиационного транспортного предприятия «Аэропорт Выборг». В июле 2014 года компания обратилась с заявлением о приватизации земли.
Администрация отказала, мотивируя это формальной причиной: в пакете документов не была представлена копия паспорта генерального директора. Местные власти утверждали, что размер приватизируемого участка следует определять, исходя из площади застройки.
Но оба эти аргумента суд отверг. Копия паспорта необходима, только если землю в собственность оформляет физическое лицо, а что касается размера участка, то он определен техпаспортом.
Дело представляет особый интерес ввиду оживления внимания к Вещево. Так, в январе 2015 года глава администрации Выборгского района Геннадий Орлов неожиданно сообщил СМИ, что бывший военный аэродром в Вещево (имел статус в/ч и эксплуатировался для нужд Минобороны до конца 1993 года) могут реконструировать под грузовой аэропорт. После ухода военных аэродром (его площадь 789,5 га), находящийся в 23 км от Выборга, планировалось перестроить в гражданский грузовой аэропорт (ОАО «Аэропорт «Выборг»). Но проект, несмотря на поддержку экс-губернатора, до сих пор далек от воплощения.
Сейчас источник в Комитете по ЖКХ и транспорту Ленобласти сообщил «Кто строит», что строительство мультимодального перегрузочного комплекса в Вещево, в состав которого войдет грузовой аэропорт, планирует малоизвестная на рынке компания «ГИВС консалт». Пока она только выразила намерение о реализации проекта. Инвестору необходимо представить пакет документов по проекту на рассмотрение в Межведомственную комиссию (МВК) по размещению производительных сил. После принятия решения можно будет говорить о реализации этого проекта более конкретно.
В администрации Выборгского района ситуацию прояснить не смогли. Остается непонятным: не помешает ли реализации проекта тяжба за землю.
Юрист практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры» Андрей Кулаков обратил внимание, что исключительное право на выкуп земельных участков из государственной или муниципальной собственности имеют собственники расположенных на этих участках зданий и сооружений. Льготная цена для выкупа земельных участков в указанных случаях для Ленинградской области установлена в размере 15 % от кадастровой стоимости, за исключением земель сельхозназначения и участков для жилищного строительства, для которых действует иная ставка.
По его словам, при приватизации земли споры о границах участка, подлежащего выкупу по указанным основаниям, встречаются довольно часто и во многих регионах. Например, в Санкт-Петербурге было громкое дело о судьбе территории асфальтобетонного завода возле станции метро «Ладожская». «Государственные органы обычно настаивают на том, что не весь сформированный участок подлежит выкупу, а только та часть, которая фактически занята зданиями (строениями, сооружениями). Между тем при рассмотрении подобных споров суд должен учитывать положения ЗК РФ, согласно которым местоположение границ земельного участка должно определяться с учетом фактического использования, градостроительных нормативов, естественных границ земельного участка», – говорит юрист.
По замыслу законодателя, собственник здания должен получить участок, необходимый для его использования, а не участок, обрезанный по фундаменту здания. Само по себе превышение площади испрашиваемого земельного участка, площади зданий (строений, сооружений) не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка при функциональном единстве объектов, расположенных на испрашиваемом участке.
Прецедентом Андрей Кулаков считает Определение Высшего арбитражного суда РФ от 18.01.2013 № ВАС‑18012/12 по делу № А27-836/2012 (решение по данному делу позволило частному предпринимателю из Кемеровской области приватизировать землю турбазы, площадь надела –22,5 тыс. кв. м).
Андрей Твердохлебов
Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям