Комментарии в СМИ
«Парковка за счет девелопера»
Партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры» Дмитрий Некрестьянов подчеркивает, что открытые парковки закон не позволяет делать платными, в отличие от крытых.
Наличие автомобильных парковок – один из самых важных факторов привлекательности жилья. Несмотря на нормативы, установленные законодательством, и старания застройщиков, нехватка машино-мест ощущается во всех районах города. Девелоперы сетуют на то, что большинство покупателей квартир хотят не просто парковку, а бесплатную.
По данным ГК «Ленстройтрест», при покупке жилья только 1 % людей обращает внимание на наличие свободных парковок. Через пару лет нехватка мест для машин становится главным минусом выбранного дома для 22 % новоселов.
Действующее законодательство обязывает девелоперов строить парковки из расчета одно машино-место на 80 кв. м жилья. Однако это не может удовлетворить потребности жителей мегаполиса.
Руководитель центра аналитики ГК «Доверие» Дмитрий Крутов отмечает, что законодательство устанавливает минимальные требования к количеству машино-мест. В проектах экономкласса довольно редко можно встретить превышение этих норм. В объектах более высокого класса девелоперы предусматривают дополнительные парковочные места.
«Застройщики бизнес-класса стремятся строить парковки из расчета одно машино-место на квартиру, но многое зависит от индивидуальных характеристик и экономики проекта», – сообщил эксперт.
Несмотря на все старания, дефицит парковок наблюдается во всех районах Петербурга. И дело не только в недостатке парковок, но и в том, что далеко не все они бесплатные. Как пояснил руководитель практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры» Дмитрий Некрестьянов, открытые парковки закон не позволяет делать платными, а вот крытые – вполне: «Это логично – строительство закрытой парковки весьма затратный процесс, и результатом является объект с самостоятельным назначением, а потому он не входит в состав общего имущества многоквартирного дома и может продаваться». Евгений Богданов, основатель проектного бюро RUMPU, говорит, что стоимость строительства парковок не зависит от класса жилья, зато зависит от типа сооружения. Самыми дорогостоящими являются подземные машино-места. Многоуровневый паркинг – менее затратный, но он обязывает обеспечить санитарно-защитную зону, в границах которой запрещена жилая застройка. Вариант с наземной парковкой самый бюджетный, но при этом и самый неликвидный, ведь в этом случае участок сдается не под размещение объектов, а просто под парковку. Лучше всего парковки продаются в высокобюджетных жилых проектах, хуже всего – в экономе.
По оценкам члена совета директоров группы компаний «Ленстройтрест» Дмитрия Карпушина, стоимость строительства наземного машино-места стартует от 200 тыс. рублей. По данным экспертов рынка, средняя стоимость места на подземной парковке составляет 700 тыс. рублей, а в многоэтажном гараже – 400–500 тыс. рублей.
Строительство паркингов в сегменте «масс-маркет» для застройщиков убыточно, покупатели жилья не стремятся приобретать место для машины. «Это связано с двумя основными факторами. Во-первых, место в паркинге – удовольствие недешевое. По цене оно вполне сопоставимо со стоимостью небольшой студии. А во-вторых, у нас пока не развита культура оплаты парковки. На Западе это – общепринятая норма, у нас же даже весьма состоятельные люди предпочитают парковаться бесплатно», – комментирует Петр Буслов, руководитель аналитического центра «Главстрой-СПб». Тем не менее возведение паркингов в новых проектах, в том числе и в сегменте «масс-маркет», продолжится – просто хотя бы потому, что это входит в нормативы жилого строительства. В результате застройщики стараются продать места на парковках хотя бы по себестоимости, чтобы окупить свои затраты.
Эксперты считают, что именно нежелание подавляющего большинства населения платить за парковку является первопричиной дефицита машино-мест в новостройках. «Большинство людей хотят не просто парковку, а бесплатную парковку. Часто готовые гаражи простаивают пустыми, даже арендовать место по цене себестоимости коммунальных услуг готовы не все. Большинство новоселов лучше будут конкурировать с сотней соседей за 10 бесплатных мест», – говорит заместитель генерального директора компании Bonava Александр Свинолобов.
Это мнение разделяет и депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга от фракции КПРФ Александр Рассудов, который с 2007 по 2016 год работал в ГК «Лидер Групп». Политик напомнил, что проблема с недостатком парковок возникла с развитием массовой застройки, которая началась еще в СССР, и тотальной автомобилизацией населения, которая идет последнее десятилетие. «Главная проблема заключается в том, что у нас нет какого-то внятного последовательного и системного регулирования этого процесса. В большинстве случаев застройщики выполняют нормы по строительству парковок, однако они остаются невостребованными, так как горожан интересуют только бесплатные машино-места», – пояснил он.
Г-н Рассудов привел в пример ситуации в жилых кварталах «Калина-Парк» от «Группы ЛСР», «Ласточкино гнездо» от компании «ЛенСпецСМУ» и других крупных проектах жилищного строительства. Стоит вспомнить также «Северную долину».
Депутат добавил, что нераскупленные парковки – это финансовые оковы для застройщиков: «Деньги вложены с расчетом на то, что вернутся обратно, однако этого не происходит. Кроме того, такие объекты остаются на балансе застройщика после сдачи дома, в результате компании вынуждены платить налоги. Проблему нужно решать системно. Запроектировать необходимое количество парковок недостаточно, нужно подумать, как обязать людей освободить газоны и занять стоянки».
Александр Рассудов считает, что для решения проблемы нехватки парковок необходимо предъявлять требования не только к застройщикам, но и к новоселам: «Покупая квартиры, люди не готовы нести ответственность в виде затрат на содержание автомобилей. Просто нормативов недостаточно, нужны какие-то механизмы для их реализации. Нужно добиться того, чтобы люди не воспринимали газон как парковку». Впрочем, какие-то конкретные шаги в ЗакСе еще озвучены не были.
Дмитрий Карпушин считает, что проблема никуда не уйдет, пока люди не осознают, что за комфорт надо платить: «Начинать платить за то, за что никогда не платил, – чрезвычайно сложно. Этот процесс всегда болезненный, но людям придется привыкать, по-другому развиваться рынок просто не сможет».
Кстати
«Группа ЛСР» начала сдавать места в паркингах своих объектов в аренду покупателям жилья. Аренда паркинга возможна в уже сданных жилых комплексах холдинга. Новая опция доступна в ЖК «Новая Охта», «София», «Европа Сити», «Южная акватория», Viva и «Смольный парк».
Мария Мельникова
Материал опубликован в газете «Кто строит в Петербурге» № 13 (492) от 17.04.2017
Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям