Комментарии в СМИ

«Парковка за счет девелопера»

Партнер, руководитель практики по недвижимости и  инвестициям «Качкин и  Партнеры» Дмитрий Некрестьянов подчеркивает, что открытые парковки закон не позволяет делать платными, в отличие от крытых.

Наличие автомобильных парковок – один из самых важных факторов привлекательности жилья. Несмотря на нормативы, установленные законодательством, и старания застройщиков, нехватка машино-мест ощущается во всех районах города. Девелоперы сетуют на то, что большинство покупателей квартир хотят не просто парковку, а бесплатную.

По данным ГК «Ленстройтрест», при покупке жилья только 1 % людей обращает внимание на наличие свободных парковок. Через пару лет нехватка мест для машин становится главным минусом выбранного дома для 22 % новоселов.

Действующее законодательство обязывает девелоперов строить парковки из  расчета одно машино-место на 80 кв. м жилья. Однако это не может удовлетворить потребности жителей мегаполиса.

Руководитель центра аналитики ГК «Доверие» Дмитрий Крутов отмечает, что законодательство устанавливает минимальные требования к количеству машино-мест. В проектах экономкласса довольно редко можно встретить превышение этих норм. В объектах более высокого класса девелоперы предусматривают дополнительные парковочные места.

«Застройщики бизнес-класса стремятся строить парковки из расчета одно машино-место на квартиру, но многое зависит от индивидуальных характеристик и экономики проекта», – сообщил эксперт.

Несмотря на все старания, дефицит парковок наблюдается во всех районах Петербурга. И дело не только в недостатке парковок, но и в том, что далеко не  все они бесплатные. Как пояснил руководитель практики по недвижимости и  инвестициям «Качкин и  Партнеры» Дмитрий Некрестьянов, открытые парковки закон не  позволяет делать платными, а вот крытые – вполне: «Это логично  – строительство закрытой парковки весьма затратный процесс, и результатом является объект с самостоятельным назначением, а потому он не входит в состав общего имущества многоквартирного дома и  может продаваться». Евгений Богданов, основатель проектного бюро RUMPU, говорит, что стоимость строительства парковок не  зависит от  класса жилья, зато зависит от  типа сооружения. Самыми дорогостоящими являются подземные машино-места. Многоуровневый паркинг – менее затратный, но он обязывает обеспечить санитарно-защитную зону, в  границах которой запрещена жилая застройка. Вариант с  наземной парковкой самый бюджетный, но  при этом и самый неликвидный, ведь в этом случае участок сдается не под размещение объектов, а  просто под парковку. Лучше всего парковки продаются в высокобюджетных жилых проектах, хуже всего – в экономе.

По оценкам члена совета директоров группы компаний «Ленстройтрест» Дмитрия Карпушина, стоимость строительства наземного машино-места стартует от 200 тыс. рублей. По данным экспертов рынка, средняя стоимость места на подземной парковке составляет 700 тыс. рублей, а в многоэтажном гараже – 400–500 тыс. рублей.

Строительство паркингов в сегменте «масс-маркет» для застройщиков убыточно, покупатели жилья не стремятся приобретать место для машины. «Это связано с двумя основными факторами. Во-первых, место в паркинге – удовольствие недешевое. По цене оно вполне сопоставимо со стоимостью небольшой студии. А во-вторых, у нас пока не развита культура оплаты парковки. На Западе это – общепринятая норма, у нас же даже весьма состоятельные люди предпочитают парковаться бесплатно», – комментирует Петр Буслов, руководитель аналитического центра «Главстрой-СПб». Тем не менее возведение паркингов в новых проектах, в том числе и в сегменте «масс-маркет», продолжится – просто хотя бы потому, что это входит в нормативы жилого строительства. В результате застройщики стараются продать места на парковках хотя бы по себестоимости, чтобы окупить свои затраты.

Эксперты считают, что именно нежелание подавляющего большинства населения платить за парковку является первопричиной дефицита машино-мест в  новостройках. «Большинство людей хотят не просто парковку, а бесплатную парковку. Часто готовые гаражи простаивают пустыми, даже арендовать место по  цене себестоимости коммунальных услуг готовы не все. Большинство новоселов лучше будут конкурировать с сотней соседей за 10 бесплатных мест», – говорит заместитель генерального директора компании Bonava Александр Свинолобов.

Это мнение разделяет и  депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга от  фракции КПРФ Александр Рассудов, который с  2007  по  2016  год работал в  ГК «Лидер Групп». Политик напомнил, что проблема с недостатком парковок возникла с развитием массовой застройки, которая началась еще в СССР, и тотальной автомобилизацией населения, которая идет последнее десятилетие. «Главная проблема заключается в том, что у нас нет какого-то внятного последовательного и системного регулирования этого процесса. В большинстве случаев застройщики выполняют нормы по строительству парковок, однако они остаются невостребованными, так как горожан интересуют только бесплатные машино-места», – пояснил он.

Г-н Рассудов привел в пример ситуации в жилых кварталах «Калина-Парк» от «Группы ЛСР», «Ласточкино гнездо» от  компании «ЛенСпецСМУ» и  других крупных проектах жилищного строительства. Стоит вспомнить также «Северную долину».

Депутат добавил, что нераскупленные парковки – это финансовые оковы для застройщиков: «Деньги вложены с расчетом на то, что вернутся обратно, однако этого не происходит. Кроме того, такие объекты остаются на балансе застройщика после сдачи дома, в результате компании вынуждены платить налоги. Проблему нужно решать системно. Запроектировать необходимое количество парковок недостаточно, нужно подумать, как обязать людей освободить газоны и занять стоянки».

Александр Рассудов считает, что для решения проблемы нехватки парковок необходимо предъявлять требования не  только к  застройщикам, но  и  к  новоселам: «Покупая квартиры, люди не готовы нести ответственность в виде затрат на  содержание автомобилей. Просто нормативов недостаточно, нужны какие-то механизмы для их реализации. Нужно добиться того, чтобы люди не воспринимали газон как парковку». Впрочем, какие-то конкретные шаги в ЗакСе еще озвучены не были.

Дмитрий Карпушин считает, что проблема никуда не уйдет, пока люди не осознают, что за комфорт надо платить: «Начинать платить за  то, за  что никогда не  платил, – чрезвычайно сложно. Этот процесс всегда болезненный, но людям придется привыкать, по-другому развиваться рынок просто не сможет».

Кстати

«Группа ЛСР» начала сдавать места в паркингах своих объектов в аренду покупателям жилья. Аренда паркинга возможна в уже сданных жилых комплексах холдинга. Новая опция доступна в ЖК «Новая Охта», «София», «Европа Сити», «Южная акватория», Viva и «Смольный парк».

Мария Мельникова

Материал опубликован в газете «Кто строит в Петербурге» № 13 (492) от 17.04.2017

Дмитрий Некрестьянов

Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям

Cкачать VCARD
Дмитрий Некрестьянов

Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ