Комментарии в СМИ

«Серный мост без компромиссов»

Юрист практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры» Андрей Кулаков обращает внимание, что помимо рыночной стоимости непосредственно изымаемого жилого помещения и земельного участка под домом возмещение за  жилое помещение должно включать все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием.

Мост через остров Серный – еще один долгострой Петербурга, ценой 9 млрд рублей. Уже год как он строится – без разрешения на строительство и под пристальным контролем общественности.

Проект моста через остров Серный внесли в  Генплан еще в  1948  году. В  2010  году он стал самым крупным бюджетным проектом города, но не состоялся из-за нехватки средств в казне. Сегодня мост строится без разрешительных документов.

На прошлой неделе информация об отсутствии разрешения на  строительство проекта еще раз подтвердилась. Представители государственного заказчика строительства СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» и Комитета по развитию транспортной инфраструктуры не отрицают факт отсутствия разрешения. Чиновники объясняют этот казус тем, что пока не решены имущественные вопросы с собственниками дома по адресу: Ремесленная ул., 3, который стоит как раз на пути строительства съезда. «На сегодняшний день вопрос решен по 12 земельным участкам, а по остальным идут судебные разбирательства», – комментирует пресс-служба КРТИ.

Однако мост активно строится, демонстрируя полную уверенность заказчика в скором решении проблемы.

По данным общественных организаций, расселение дома проходит с нарушением 32-й статьи Жилищного кодекса, по которой компенсация собственникам положена не только за собственность. Это подтвердил юрист практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры» Андрей Кулаков: «Помимо рыночной стоимости непосредственно изымаемого жилого помещения и земельного участка под домом возмещение за  жилое помещение должно включать все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием. Включая убытки, связанные со  съемом временного жилья на  период поиска новой квартиры, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на  него, оформлением права собственности на другое жилое помещение». Однако по  факту компенсация включает только стоимость жилых помещений. Так, две комнаты в коммунальной квартире оценили в 1,9 млн рублей. На сегодня максимум, что можно купить на эти средства – строящуюся студию в самых отдаленных от центра районах. Естественно, ни о какой компенсации аренды жилья на время строительства нового речи нет.

Вторая проблема, в которую упирается новый виадук, – сохранение исторического дома-памятника. Но, как считают эксперты, провести расселение в соответствии с 32-й статьей ЖК – с выплатой законных компенсаций жителям дома  – гораздо важнее, чем сохранить памятник.

Эксперт транспортного развития территорий ИТП «Урбаника» Илья Резников выразил мнение, что лучшим вариантом мог бы стать перенос здания на другое место, как это делали в Москве: «Я, как эксперт транспортного развития города, в первую очередь за  строительство новых дорог.  Здание по  Ремесленной, 3, – не  самый ценный памятник истории, приходится чем-то жертвовать. Но  если говорить об обязательном сохранении, то почему бы не переставить его? Для этого есть технологии – с помощью домкратов здание можно переставить даже вместе с жителями». Практиковать перенос зданий начали еще в 1930-х годах в Москве. Для этого тогда даже была создана отдельная организация – Трест по передвижке и разборке зданий. Именно перемещением по специальным рельсам была расширена Тверская улица. Для Петербурга дом на Ремесленной мог бы стать первым таким опытом. Напомним, по  документам, дом был построен в 1920 году и не попадает под защиту закона № 820–7, запрещающего снос исторических зданий, построенных до 1917 года. Однако градозащитникам удалось найти фотографию 1916 года, на которой виден памятник. Кроме того, когда подняли архивы, нашли проектную документацию здания, датируемую 1904 годом. В том же году, по заключению экспертов, здание было построено.

История вопроса

1948 год – мост через остров Серный включают в Генплан Петербурга.

2008 год – планируется начать строить мост. Тендер на строительство моста стоимостью 10 млрд рублей выиграл «Мостостроительный отряд № 19». Первоначальный проект предполагал строительство S-образного вантового моста вдоль острова Серный на высоте 14 м над Невой. На момент обсуждения этот проект – самый крупный из когда-либо финансируемых бюджетом города.

2009 год – контракт заморожен из-за нехватки средств.

2011 год – контракт расторгнут. 18 июля 2012 года – губернатор Петербурга Георгий Полтавченко говорит о необходимости возобновить проект строительства моста в рамках подготовки дорожной инфраструктуры к ЧМ-2018. Названа дата сдачи объекта – 2017 год. При этом средства на строительство были включены в бюджет лишь в 2015 году.

Лето 2015 года – объявлен конкурс на строительство.

Ноябрь 2015 года – начало строительства.

Вера Лаговская

Материал опубликован в газете «Кто строит в Петербурге» № 41 (429) от 24.10.2016

Дмитрий Некрестьянов

Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям

Cкачать VCARD
Дмитрий Некрестьянов

Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ