Новое в регулировании

Meta включили в перечень террористов и экстремистов: что изменилось для бизнеса?

10 октября 2022 года американская транснациональная холдинговая компания Meta Platforms Inc.[1] по реализации продуктов ‒ социальных сетей Facebook и Instagram – была включена в перечень общественных объединений, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности по основаниям, которые предусмотрены Законом о противодействии экстремистской деятельности[2] (далее – Перечень экстремистских организаций, Перечень[3]).

Напомним, что 21.03.2022 решением Тверского районного суда города Москвы по делу № 02-2473/2022 запрещена деятельность Meta по реализации продуктов – социальных сетей Facebook и Instagram (кроме WhatsApp) на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности. Апелляционным определением Московского городского суда от 20.06.2022 решение первой инстанции оставлено без изменения.

Решение вступило в силу немедленно и распространяет свое действие на отношения, которые возникли в силу после его принятия, то есть на деятельность, которая осуществляется в социальных сетях Meta после 21.03.2022.

_________________

[1] Деятельность Meta Platforms Inc. признана экстремистской, Facebook и Instagram запрещены в России

[2] Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Закон о противодействии экстремистской деятельности)

[3] Ознакомиться с информацией из перечня можно по ссылке: https://minjust.gov.ru/ru/documents/7822/

1. Что поменялось?

Подробнее

Включение в Перечень экстремистских организацией не влияет на квалификацию действий пользователей как запрещенных или нет. Не усиливают статус Meta как «запрещенной организации». Фактически сохраняются все те же риски, что и после принятия решения Тверским судом 21.03.2022.

Кроме того, включение Meta в перечень, является закономерным действием после принятия решения Тверским судом (ст. 13 Закона о противодействии экстремистской деятельности).

Однако теперь государственные органы могут уделить больше внимания использованию продуктов Meta по формальному основанию.

Все те риски, что были до включения Meta в Перечень, сохраняются, и с момента включения Meta в Перечень увеличивается лишь риск привлечения к уголовной ответственности по ч. 3 ст. 282.2 УК РФ за организацию деятельности экстремистской организации или участие в ее деятельности с использованием своего служебного положения в виде лишения свободы на срок от 7 до 12 лет с ограничением свободы на срок от 1 года до 2 лет, а также может быть предусмотрено дополнительное наказание – штраф от 300 тыс. до 700 тыс. рублей или лишение права занимать определенные должности/заниматься определенной деятельностью на срок от 10 лет.

Для привлечения к ответственности по ч. 3 ст. 282.2 УК РФ правоприменитель должен установить причастность к организации или участию в деятельности экстремистской организации.

2. Что нужно помнить в связи с включением Meta в Перечень экстремистских организаций?

Подробнее

Понятие экстремизма (ст. 1 Закона о противодействии экстремистской деятельности) сформулировано достаточно широко. Экстремизмом признаются не только действия самих экстремистских организаций, но и тех, кто поддерживает такие организации. Такая поддержка может выражаться в:

  • использовании символики экстремистских организаций (размещение логотипов и иконок Meta, Instagram, Facebook);
  • содействии в организации, подготовке и осуществлении экстремистской деятельности, участие в деятельности экстремистской организации (при широком толковании могут быть отнесены и действия по привлечению внимания к запрещенным социальным сетям, размещение ссылок с «призывом» подписаться);
  • финансирование экстремистской деятельности (как прямое, так и косвенное).

Необходимо оценить целесообразность использования продуктов Meta для продвижения своей компании, в частности:

  • не использовать символику Meta (Instagram, Facebook), иконки, логотипы в рекламе, на собственных сайтах;
  • не оплачивать рекламу, которая может привести к поступлению денежных средств Meta, в том числе и косвенному;
  • не упоминать Meta и запрещенные социальные сети без специальной маркировки о том, что деятельность Meta признана экстремисткой, а Instagram и Facebook запрещены в России;
  • внимательно подходить к выбору блогеров, у которых покупается реклама в Instagram или Facebook (проверять, нет ли у таких блогеров материалов, которые потенциально могут носить экстремистский характер в наиболее широком толковании).

3. Какая еще предусмотрена ответственность?

Подробнее
  • административная ответственность за публичное демонстрирование символики Meta (Instagram и Facebook) в виде штрафа и от 1 тыс. до 4 тыс. рублей для должностных лиц и от 10 тыс. до 50 тыс. рублей для юридических лиц (ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ);
  • административная ответственность за распространение информации об экстремистской организации без указания на то, что деятельность такой организации запрещена, в виде штрафа от 4 тыс. до 5 тыс. рублей для должностных лиц и от 40 тыс. до 50 тыс. рублей для юридических лиц (ч. 2 ст. 13.15 КоАП РФ);
  • уголовная ответственность за склонение или иное вовлечение лица в деятельность экстремистской организации в виде штрафа от 300 тыс. до 700 тыс. рублей или принудительных работ на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности/заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет и с ограничением свободы от 1 года до 2 лет/лишением свободы на срок от 4 до 8 лет с ограничением свободы на срок от 1 года до 2 лет (ч. 1.1 ст. 282.2 УК РФ);
  • уголовная ответственность за финансирование экстремистской деятельности с использованием своего служебного положения в виде штрафа от 300 тыс. до 700 тыс. рублей либо в виде принудительных работ на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности/заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет и с ограничением свободы на срок от 1 года до 2 лет/лишением свободы на срок от 5 до 10 лет (ч. 2 ст. 282.3 УК РФ).

По-прежнему не известны из открытых источников случаи привлечения к ответственности, в том числе уголовной, за использование социальных сетей Meta. Нельзя однозначно сказать, что публикация в Instagram и Facebook обязательно приведет к перечисленным случаям ответственности. Тем не менее, исходя из широких формулировок закона, мы оцениваем риск негативных последствий как высокий [1].

Напомним, что с 01.09.2022 о размещении в Интернете рекламы необходимо отчитываться в Роскомнадзор[2]. Если реклама размещается в запрещенных социальных сетях, то при передаче информации в Роскомнадзор фиксируется факт размещения рекламы и ее оплаты, что может быть в дальнейшем использовано против тех, кто размещал и оплачивал рекламу даже с косвенным использованием Meta как платформы.

______

[1] Перечень составов не является исчерпывающим, правоохранительные органы могут применить и другие составы. Кроме того, УК РФ содержит более строгую ответственность, если нарушение совершается повторно.

[2] Смотрите подробнее обзор по реформе Интернет-рекламы: https://www.kachkin.ru/reforma-internet-reklamy/

Скачать PDF

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ