Комментарии в СМИ
«Субсидии по-взрослому»
Денис Качкин, управляющий партнер «Качкин и Партнеры», отметил недостатки предложенной властями Ленинградской области схемы выкупа объектов социальной инфраструктуры за счет налоговых поступлений.
Областное правительство утвердило порядок предоставления субсидий муниципалам для выкупа детских садов. В этом году МО перечислят деньги, если детский сад уже построен, если в нем не менее 80 мест, а очередь — не менее 100 детей.
Затраты на детсад рассчитываются по минрегионовским нормативам. При этом областной бюджет готов дать не более 90%. Остальные средства должны выделить муниципалы. Именно по таким правилам власти будут выкупать детские сады у застройщиков, которые платят налоги в Ленобласти (см. «НП», № 36/2012).
Пока претендент на субсидию только один — Новое Девяткино. Здесь компания «Арсенал» (она вносит налоги в областной бюджет уже больше двух лет) построила детский сад в рамках своего проекта. Обошелся он ей в 109 млн рублей (с учетом оборудования), но область (по расценкам Минрегиона) готова заплатить 83 млн. Все же лучше, чем ничего. Возможно, до конца года появятся еще 2–3 претендента.
По словам председателя Комитета по строительству ЛО Николая Крутова, сейчас в регионе строят 245 жилых домов общей площадью 2,9 млн кв.м: «В подавляющем большинстве случаев участки находятся в собственности застройщиков. Их не покупали на торгах, где выставляют наделы с проектами планировки и расчетом социальных объектов. Кроме того, большинство девелоперов зарегистрировано в Петербурге, Москве или в оффшорах, так что и налоги казна получает не полностью. Предложенная нами схема «детские сады за налоги» нашла отклик у некоторых застройщиков. Правда, есть и такие, кто считает, что справится с социальной нагрузкой самостоятельно».
Неувязки с социальными объектами связаны с многоуровневой властью в регионе. Разрешения на строительство выдают муниципальные образования, а обеспечивать население детскими садами должны районы. Николай Крутов говорит, что власти не собираются сворачивать адресную программу строительства детсадов. Вот только с ее исполнением возникают сложности. «Многие участки, предложенные МО, и документация по ним не выдерживают никакой критики. Некоторые предлагают построить такой объект посреди поля, чтобы за счет района подвести туда сети, а вокруг возвести жилье», — говорит г‑н Крутов.
Управляющий партнер юридической фирмы «Качкин и Партнеры» Денис Качкин находит много нестыковок в «детской» схеме. По его словам, компании и так должны платить налоги по месту нахождения обособленного подразделения. Другое дело, если фирмы перерегистрируют в область свои головные офисы. Но это возможно лишь для тех застройщиков, у которых в регионе сосредоточена большая часть объектов.
Андрей Некрасов
Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям