Комментарии в СМИ

«Друг, оставь покурить»

Дмитрий Некрестьянов, партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры», комментирует двоякое толкование принятого антитабачного закона в отношении курения на летних верандах и террасах заведений общественного питания.

С 1 июня вступила в силу вторая часть антитабачного закона, которая коснулась, прежде всего, предприятий общепита. Пепельницы и кальяны должны исчезнуть из ресторанов, кафе и баров. Пока тепло — выручают летние веранды: народу в заведениях не стало заметно меньше. Что будет осенью — неизвестно.

Первая часть федерального закона (№ 15 ФЗ от 23.02.2013) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» действует с июня прошлого года. Теперь введена вторая, среди прочего запрещающая курить в помещениях общепита.

Вольно или невольно законодатель заложил две мины, которые могут вызвать череду судебных тяжб. В документе ничего не сказано про летние террасы при тех же кафе, барах и ресторанах. Хотя по решению собственника имущества в жилых домах и на пассажирских судах дальнего плавания допускается курение в «специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции».

Вторая спорная статья — расстояние (не менее 15 м) от входов в вокзалы, аэропорты, морские и речные порты, станции метро, объекты культуры и спорта и пр., на котором разрешено подымить. В этом контексте тоже не упомянуты заведения общепита. Если следовать букве закона, предприниматели могут смело оставлять пепельницы и кальяны на столах открытых площадок вне зависимости от того, как далеко находится вход в помещение. На практике на это решаются не все.

Штрафы за нарушение закона довольно ощутимые: гражданам — от 500 до 1500 рублей, ИП — от 30 000 до 40 000 руб. Компаниям придется выложить от 50 000 до 90 000 рублей. Причем остается открытым еще один вопрос: кто и как будет определять степень вины (и размер штрафа).

Последствия антитабачного закона для бизнеса пока оценить сложно. Он начал действовать только месяц назад, к тому же сейчас лето — пора отпусков и каникул. Многие заведения имеют открытые террасы (или срочно оформляют их там, где это возможно). На некоторых верандах пепельниц на столах нет, но служащие закрывают глаза на курильщиков. Такое, к примеру, можно наблюдать на открытых площадках кафе и баров вдоль канала Грибоедова. Другие рестораторы разрешают «злоупотреблять» на террасе без опаски.

Чтобы удержать клиента-курильщика, некоторые кофейни еще весной стали предлагать кофе на вынос в бумажных стаканчиках, причем со скидкой. В нескольких точках сети «Кофе хауз» для такой торговли даже пробили окна на улицу. С мая другой сетевик — Coffeeshop — оборудует на входе на террасу стойки с кофейным автоматом и кассой, где напиток разливают в одноразовую посуду. Цель — заранее приучить курильщиков к новым правилам.

По мнению председателя совета Ассоциаций малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексея Третьякова, больше всего пострадает малый бизнес, а некоторые фирмы могут разориться. «У нас 40% взрослого населения курит, поэтому отток будет серьезный, в первую очередь из кофеен и пивных баров, в меньшей степени — из ресторанов. После аналогичного запрета на курение в Ирландии закрылось до трети пабов. Напрямую, конечно, сравнивать нельзя, но у нас таких может оказаться еще больше».

По оценке президента «Евразия холдинг» Алексея Фурсова (владеет более чем 130 ресторанами и суши-барами «Евразия» по России), с введением закона продажи уменьшились примерно на 10%. Но большинство участников рынка пока не ощущает серьезной угрозы.

«Я почувствовал другое: люди выходят на улицу покурить, а потом не возвращаются, «забывая» заплатить, — смеется владелец сети пивных ресторанов Maximilian Brauhaus и совладелец холдинга «Адамант» Аркадий Теплицкий. — У меня залы на 500–600 мест, поэтому сложно проконтролировать, кто рассчитался, а кто нет. Сейчас думаем: как перестроить работу охраны и официантов, возможно, придется снабжать их рациями».

Представители сети баров «Барселона» (три точки), Dead Poets, а также ресторанов и баров отеля Four Seasons заявили, что, напротив, весьма рады новому закону: клиентов не убавилось, зато в помещениях стало комфортнее, текстиль и одежда сотрудников не пропитываются запахом табака.

Мнения экспертов

Анна Сотникова, генеральный управляющий ресторанами восточного направления холдинга Ginza Project:

– В ресторане «Баклажан» в ТРЦ «Галерея» запретили курить с 14 апреля, но на потоке клиентов это никак не сказалось. В Европе, где уже давно действует такой закон, небольшое снижение числа посетителей тоже наблюдалось лишь вначале. Люди привыкают и уже осознанно идут в рестораны, зная, что там нельзя курить. Мы предполагаем незначительный спад, но зато рассчитываем, что вырастет спрос на доставку. Недавно запустили новый сайт Ginza Delivery Service, где всегда можно заказать блюда домой. Пока оборудовать отдельные места для курящих не планируем.

Алексей Фурсов, основатель и глава сети ресторанов и суши баров «Евразия»:

– К запрету отношусь положительно, но есть перегибы в законе. Можно было разрешить курение в тех заведениях, где больше одного зала или где можно обустроить отдельное помещение с хорошей вентиляцией.

С введением закона число посетителей в наших заведениях уменьшилось примерно на 10%. Там, где есть возможность, устанавливаем летние веранды.

На мой взгляд, больше всего пострадали бары и кофейни. Наиболее слабые точки могут закрыться, но у меня таких нет.

Пока развитие сетей приостановили, ждем, что будет в стране и в экономике.

Аркадий Теплицкий, владелец сети пивных ресторанов Maximilian Brauhaus и совладелец холдинга «Адамант»:

– К закону отношусь нормально, считаю, что это правильно, особенно в отношении некурящих. Но как часто у нас бывает — закон издали, а механизмы его реализации остаются непонятными; есть определенные перегибы; необходима доработка документа. Насколько я знаю, в некоторых регионах даже предусмотрены каникулы на введение этого закона. Нельзя пренебрегать курильщиками.

В первой редакции документа разрешалась оборудованная вентиляцией отдельная комната, этот пункт можно было оставить для больших заведений.

Непонятно, почему запретили кальянные, ведь туда не ходят некурящие.

У меня четыре ресторана-пивоварни (около 2000 кв.м каждый), все с летними террасами, средний чек — 800–850 рублей. Примерно 60% посетителей приходят попить, поесть и покурить; большой спрос был на кальяны, теперь все это на улице.

Думаю, обороты не снизятся, люди привыкнут. Если и будет спад (условно «уйдут» два стола), это кардинально не повлияет на выручку.

Многих сейчас спасают террасы, но что будет в октябре-ноябре, судить трудно.

На стратегию развития запреты не очень влияют, разве что на выбор помещения. Если раньше я рассматривал и цокольные этажи, теперь такие варианты исключаю. Неразумно заставлять курильщиков через каждые полчаса-час бегать вверх-вниз по лестнице, а зимой — еще одеваться и раздеваться.

Анна Никандрова, региональный директор по торговой недвижимости Colliers International в России:

– Несмотря на опасения экспертов, закон хорошо воспринят многими посетителями ресторанов и практически никак не отразился на посещаемости. Атмосфера любимого ресторана и его кухня гораздо важнее, нежели возможность покурить.

Другое дело — пабы и бары. Здесь посещаемость несколько снизилась, но это временный эффект. Многие выходят из положения, оборудуя места для курения на улице.

Цены на аренду помещений под рестораны с введением антитабачного закона не изменились, в России уже появилась привычка обедать и встречаться с друзьями вне дома, и закон ее не отменит.

Актуальные арендные ставки для ресторанов в составе ТРК, как правило, составляют $250–450/кв.м в год (без учета НДС и операционных расходов), для кофеен — значительно выше. На центральных магистралях расценки могут достигать 2000 евро за «квадрат» в год.

Анна Лапченко, руководитель направления стрит-ритейла компании JLL в Петербурге:

– Сложно прогнозировать последствия закона. Сами операторы кафе и ресторанов еще не берутся это делать. Но оснований для кардинальных изменений нет. Аудитория заведений, в том числе курящая, сохранится, возможно, будет некоторое перераспределение: среди курильщиков большей популярностью будут пользоваться объекты с террасами, а некурящие, наоборот, могут стать посетителями тех мест, где раньше им было некомфортно из-за табачного дыма. В итоге ситуация стабилизируется и не отразится на коммерческих условиях аренды и продажи помещений.

Видимо, повысится спрос на встройки, где есть возможность организовать террасу, но такие объекты в Петербурге и сейчас востребованы и ликвидны. Возможно, некоторые операторы сделают этот критерий обязательным при поиске помещения.

Татьяна Разина, исполнительный директор УК «Малая Охта» (управляет бизнес-центром «Санкт-Петербург Плаза»):

– Насколько мне известно, оборудованные курилки в офисных центрах никто не закрывает. Другое дело, что не везде их можно обустроить. Например, в зданиях комплекса «Санкт-Петербург Плаза» таких помещений нет.

Поэтому мы вынуждены приглашать всех на улицу. Арендаторы, кстати, регулярно пишут жалобы: персонал простужается.

На мой взгляд, изолированные курилки с мощной вентиляцией надо закладывать на стадии проектирования БЦ, потому что, когда здание уже готово, разместить их, как правило, невозможно.

Екатерина Лапина, директор департамента коммерческой недвижимости АРИН:

– Вряд ли нововведение повлияет на структуру спроса на помещения. У нас настолько ликвидный рынок, что владельцы быстро переориентируются на другую категорию. Практически все собственники ресторанов и кафе продолжают активно искать новые помещения. И в непростой экономической ситуации ощущается дефицит площадей. Их не хватает даже местным операторам.

Алексей Третьяков, председатель совета Ассоциаций малого бизнеса в сфере потребительского рынка:

– Нововведение сильно ударит по малому бизнесу. Если сравнивать с европейскими странами, у нас принята самая чудовищная версия закона. В Европе можно подымить на летних террасах, а у нас — нет. Там климат мягче и теплее, и законы соблюдают все стороны. Так, в Германии один предприниматель зарегистрировал ресторан как церковь и объявил, что это не курение, а ритуал восхваления Бога. Немецкая юстиция «умылась». К сожалению, у нас такое не пройдет.

Закон пролоббирован крупными фармацевтическими компаниями. Табак — сильный антидепрессант, и фармацевты хотят заменить сигареты на таблетки. Косвенно эту версию подтверждает тот факт, что запретили также электронные сигареты.

Изменить закон не позволит сильное лобби, поэтому, к сожалению, ситуация пойдет по другому пути: договоренности с чиновниками, покупка «абонемента» у контролирующих органов и т. п.

Дмитрий Некрестьянов, руководитель практики по недвижимости и инвестициям юридической компании «Качкин и Партнеры»:

– Проблема нового закона — в двояком толковании. Формально терраса не является помещением, и запрет на курение на нее не распространяется. Но аргументы есть как в одну, так и в другую сторону. Выяснится все в суде, когда примутся кого-нибудь штрафовать. Думаю, судьи будут толковать нормы исходя из целей принятого закона (охрана здоровья населения), с чем я не согласен как юрист.

Халмурат Касимов

 

Ссылка на источник

Дмитрий Некрестьянов

Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям

Cкачать VCARD
Дмитрий Некрестьянов

Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ