Комментарии в СМИ
«Игра на инстинктах»
Ольга Дученко, юрист корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры», рассказала про специфику выплаты бонусов сотрудникам.
Портфель заказов любой управляющей компании напрямую зависит от эффективности работы директора по развитию или менеджера по продажам. В условиях невысокой маржинальности бизнеса и длинного цикла продаж в сегменте property & facility management профессионализм таких сотрудников сводится не столько к умению, сколько к желанию работать. И в этом смысле вопрос их мотивации может стать решающим.
Безусловно, основным стимулом работы директора по развитию в управляющей компании, как и любого другого специалиста, является зарплата. Согласно Трудовому кодексу РФ, компания обязана выплачивать заработную плату сотрудникам два раза в месяц, напоминает Ольга Дученко, юрист корпоративной и арбитражной практики юридической компании «Качкин и Партнеры». Однако в отношении сроков выплаты бонусной части у работодателей есть больший простор для действий, и систему мотивирования сотрудников, в том числе и бонусную часть, каждая компания вольна разрабатывать самостоятельно.
Рынок услуг внешнего управления в России достаточно молод, поэтому закрепленной «вилки» вознаграждения, как, например, у брокеров торговых или офисных площадей, у директоров по развитию УК, не существует.
Кроме того, необходимо учитывать и специфику самого рынка. Цикл продаж услуг по управлению и обслуживанию объектов недвижимости довольно продолжительный и может занять от 4 до 12 месяцев (от первого контакта до подписания документов и первого трансферта денег). Управляющая компания получает доход по заключенному контракту ежемесячно на протяжении всего времени действия договора и сама решает, как будет выплачивать бонусы своим сотрудникам.
«Ничего сложного придумывать не нужно, — считает Евгений Гриханов, генеральный директор «Глобал девелопмент». — Специалиста по продажам нужно мотивировать обычным способом: оклад плюс процент. Любой sales должен чувствовать запах денег». При этом он соглашается, что маржинальность данного сегмента бизнеса не очень высокая, цикл продаж длинный, а объем денег в контракте может быть небольшим, поэтому нужно искать способ, каким образом сотрудникам по продажам прививать тот самый «вкус денег». По мнению эксперта, переменная часть, или процент от заключенной сделки, должна быть существенной и рассчитываться от стоимости годового контракта или совокупности заключенных контрактов за год. «Задача любого продавца продать, и чем дороже, тем лучше, потому что его цель — повышать рентабельность контракта», — поясняет Гриханов.
По мнению специалиста по управлению торговой недвижимостью Валентины Антиповой, в отличие от классического брокериджа с разовой и относительно быстрой сделкой, в продаже услуг управления уместен достаточно высокий фиксированный оклад и система убывающего бонуса на протяжении всего периода действия договора. При этом фиксированная и бонусная части могут находиться в соотношении примерно один к одному, с учетом того, что директору по развитию необходимо «вести» клиента на протяжении всего срока действия контракта, поддерживать высокий уровень удовлетворенности оказываемыми услугами, содействовать в решении проблемных и конфликтных вопросов, чтобы договор не был расторгнут досрочно.
Размер бонусной части может рассчитываться по-разному. Наиболее простая и прозрачная система расчета — это процент от валовой суммы контракта, менее понятная — процент от чистой прибыли УК по данному договору. «Начисление вознаграждения сотрудника может происходить как на ежемесячной основе, так и ежеквартально или даже ежегодно в зависимости от договоренностей с работодателем», — поясняет Валентина Антипова. При этом для мотивации сотрудника на качественное сопровождение клиента после подписания договора бонусная часть начисляется в течение всего срока действия контракта с использованием понижающего коэффициента.
Бонус вовремя
Если менеджер по продажам проявляет чудеса профессионализма, возникает второй вопрос — когда он может рассчитывать на материальное вознаграждение своих талантов? «Аванс, как и в работе брокеров, в данном виде продаж нераспространенное явление», — отвечает Валентина Антипова. Оплата всегда происходит после получения вознаграждения управляющей компанией по договору от клиента и может начисляться директору по развитию на ежемесячной, ежеквартальной или ежегодной основе. «С разовыми выплатами продавцу по долгосрочным и крупным договорам на управление я не сталкивалась, но не исключаю и такой системы оплаты. Она удобнее для сотрудника, но несет риски для УК», -добавляет эксперт.
Конечно, организации выгоднее выплачивать бонус продавцу спустя какое-то время после заключенного контракта, размышляет Виктор Козин, ведь бывают ситуации, когда клиент передумал работать с УК по тем или иным причинам. Однако продавец долго ждать не будет, поэтому обычно бонусы выплачиваются с поступлением первых платежей от заказчика, то есть аванса. Так, в NAI Весаг действует именно такая схема — по итогам первого месяца. Более того, продавцу выплачивается процент не только с суммы первого контракта, но и с суммы его пролонгации. Конечно, бонус ниже, но тем не менее он есть.
Евгений Гриханов предлагает привязывать систему бонусов к некоторому объему заключенных контрактов. Контракт на обслуживание небольшого бизнес-центра не может быть существенной денежной мотивацией для специалиста по продажам. Как правило, если контракт подписан правильно и взаимоотношения между собственником и управляющей компанией нормальные, нет ничего страшного, если начисления и выплаты происходят сразу после подписания, говорит он. Другое дело, что в случаях с небольшими компаниями оборотных средств на выплату может и не хватать, тогда это делается после получения денежных средств от клиента.
Впрочем, в стремлении работодателя отсрочить выплаты есть и оборотная сторона, предупреждают эксперты по работе с персоналом. «Если максимальная мотивационная составляющая отсрочена и вознаграждение выплачивается, к примеру, через год, когда контракт закрывается, сотрудник может банально не доработать до этого момента», — говорит руководитель департамента промышленности и строительства рекрутингового агентства Penny Lane Personnel Ольга Степанова. Поэтому очень важно выработать прозрачную систему мотивации, которая могла бы позволить удержать сотрудника в текущем периоде и заинтересовать его работать в будущем. В идеале такую схему мотивации должны разрабатывать совместно коммерческий, финансовый и генеральный директора и руководитель HR.
Эксперты не исключают ситуации, когда после заключения договора на управление или обслуживание сотруднику выплачивают бонус от годового контракта, а через месяц собственник здания разрывает контракт и отдает объект другой УК. «В этом случае выплаченный вперед бонус останется у сотрудника», — комментирует юрист Ольга Дученко. Чтобы избежать таких ситуаций, УК может привязать систему мотивации продавца к положениям по оплате в контракте, которые будут учитывать сроки, объем, частоту и условия досрочного расторжения договора. Либо использовать схему распределения бонуса помесячно или выплачивать единовременно, но по итогам года.
Впрочем, Евгений Гриханов полагает, что продавец не должен страдать от бизнес-рисков самой управляющей компании. Задача продавца — заключить контракт и защитить интересы компании от ситуаций, когда владелец здания через месяц пойдет на разрыв контракта. Если это происходит по причине непрофессионализма самой управляющей компании, то продавец не может отвечать за действия операционного департамента. «Однако если речь идет о нечистоплотности владельца, то руководители УК и сам продавец должны понимать, с кем заключается контракт, и эта ситуация является бизнес-риском любой компании, — выражает он свое мнение. — В любом случае защитой УК могут быть только условия договора о расторжении, а также понимание, почему собственник меняет компанию».
Материальное и не только
Впрочем, условия договора остаются универсальным способом защиты не только управляющей компании, но и сотрудника. В его трудовом договоре должна быть четко прописана система мотивации: права и обязанности работника и работодателя, размер и порядок оплаты фиксированной части, размер, способ расчета и начисления бонусной части, все применяемые понижающие коэффициенты, порядок закрепления клиента за конкретным продавцом в лице работника, ценообразование, возмещение расходов на PR и прочие маркетинговые мероприятия, порядок начисления вознаграждения за начатые, но незавершенные сделки в случае досрочного расторжения трудового договора сторонами по любым причинам.
Как правило, бонусы в трудовом договоре не прописываются, однако на практике внутри каждой компании есть ряд регламентирующих документов (правила и положения), которые доступны для ознакомления всем сотрудникам, в том числе и вновь пришедшим. И при возникновении спорных ситуаций сотрудник имеет право требовать то, что в них прописано.
В идеале правильно оформленный договор согласно трудовому законодательству будет защищаться законом, и, следовательно, работник всегда сможет отстоять свои права в суде. В преломлении российской действительности у работодателя может быть свое понимание, каким образом должны быть построены взаимоотношения с персоналом — через трудовой контракт, внутренние положения или устные обещания.
В этом смысле между российскими и иностранными компаниями, работающими в России, заметна разница. «В западных компаниях, как правило, все схемы мотивирования жестко регламентированы, — разъясняет Ольга Степанова. — Сложно представить, чтобы кто-то пришел и получил больший процент, чем остальные. В российских фирмах, во главе которых стоит один человек, это не исключено». То есть если новый директор по развитию готов принести реальные контракты, но при этом требует повышенный процент, то стороны, скорее всего, договорятся.
Есть и еще одна особенность, которая может стать стимулом для сотрудника, и она измеряется не в деньгах -это то, что называется нематериальной мотивацией. Сюда относят всю совокупность элементов корпоративной культуры, начиная от гарантий социальных выплат и заканчивая корпоративными праздниками и фотографией на доске почета. «Это действительно работает», — утверждает Ольга Степанова. Более того, принимая решение о смене места работы, сотрудник не на последнее место ставит психологический комфорт в коллективе. «С точки зрения денег мне было бы интересно перейти в новую компанию, но коллектив оставлять не хочется», — часто говорят клиенты кадровых агентств на позиции менеджера по продажам.
Людмила Изъюрова
Адвокат
Руководитель практик:
• Трудовое право
• Разрешение споров в сфере закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ