Новое в регулировании
Изменения в законодательстве, регулирующем деятельность морских портов
С 1 ноября 2017 года вступает в силу Федеральный закон № 177-ФЗ от 18.07.2017 (далее — Закон), в соответствии с которым вносятся изменения в части регулирования отношений, связанных с созданием, развитием морских портов и осуществлением в них деятельности.
Изменения затронули целый ряд законов, среди которых — федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», «О концессионных соглашениях», Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации и другие федеральные законы.
Изменения внесены в части вопросов:
- государственного регулирования деятельности в морских портах;
- обеспечения безопасности в морских портах;
- оказания услуг в морских портах;
- регулирования земельных отношений в морских портах;
- регулирование имущественных отношений в морских портах.
Так, в новой редакции изложены положения о территории морского порта. Территория морского порта включает в себя земли, земельные участки, акваторию морского порта, используемые в установленных Законом целях либо предназначенные для использования в указанных целях.
Закон закрепляет порядок создания морского порта, а также требования к границам и составу территории морского порта, Правительство РФ наделяется полномочиями по принятию решений об установлении или изменении границ территории морского порта морского порта, а также по утверждению порядка установления / изменения границ и расширению территории морского порта.
Законом уточняется понятие «объекта инфраструктуры морского порта».
Перечень объектов утверждается Минтрансом России. Проект приказа, определяющий перечень объектов инфраструктуры, уже подготовлен Минтрансом России и проходит процедуры согласования. В соответствии с проектом к объектам инфраструктуры морского порта отнесены портовые гидротехнические сооружения: берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, а также подходные каналы, фарватеры, акватории, внутренние рейды, якорные стоянки, прочие подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ, доки и судоподъемные сооружения, ледоколы, буксиры и иные суда портового флота и др. объекты. Ознакомиться с проектом Приказа можно на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения regulation.gov.ru*.
Законом также дополнительно урегулированы отношения между операторами морских терминалов и железнодорожными перевозчиками. В частности, предусматривается утверждение формы типового договора об организации работы по обеспечению перевалки грузов в морском порту, заключаемого между железнодорожным перевозчиком и оператором морского терминала.
Одно из ключевых изменений, введенных Законом — введение нового портового сбора. Инвестиционный портовый сбор планируется направить на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры морских портов, относящихся к объектам федеральной собственности. Определение размера нового сбора, порядок его взимания и применения будут утверждаться Правительством РФ.
Законом также предусмотрена возможность эксплуатации морского терминала при наличии в морском порту средств для приема судовых отходов, образующихся в процессе эксплуатации судна, и отходов, связанных с грузом, подлежащих сдаче с судна в морском порту. Данное положение позволит инкорпорировать нормы международного права в российское законодательство в целях формирования правовых основ обращения с судовыми отходами в целях предотвращения загрязнения морских вод.
Кроме того, федеральным законом регламентируются вопросы, связанные с распоряжением, находящимся в государственной собственности недвижимым имуществом. Внесены изменения в отношении срока аренды объектов инфраструктуры морского порта. Так, в случае возложения на арендатора, находящегося в государственной собственности и относящегося к недвижимому имуществу объекта инфраструктуры морского порта обязанности осуществлять за свой счет капитальный ремонт такого арендованного объекта минимальный срок его аренды не может составлять менее пятнадцати лет, а в случае реконструкции арендатором указанного объекта — менее тридцати лет. Субаренда объектов инфраструктуры возможна при условии соблюдения требований договора аренды за плату, не превышающую размера арендных платежей, рассчитанных пропорционально площади арендованного объекта.
* http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=71447
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF