Новое в регулировании

Новое в регулировании. Разъяснения Федеральной антимонопольной службы по борьбе с антиконкурентными соглашениями: уроки прошлого

17 февраля 2016 года Президиум Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации утвердил Разъяснение № 3 «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах» (далее – «Разъяснение»).

Ниже представлен обзор наиболее существенных положений, поясняющих позицию регулятора в отношении инструментов и методов доказывания при анализе антиконкурентных соглашений и согласованных действий.

1. При доказывании наличия антиконкурентного соглашения и согласованных действий могут использоваться как прямые, так и косвенные доказательства.

Как указывает ФАС России, прямыми доказательствами наличия антиконкурентного соглашения могут быть: договоры в письменной форме; протоколы совещаний и собраний, переписка участников соглашения, в том числе, в электронном виде.

Орган отмечает, что на практике к косвенным доказательствам, как правило, относятся:

  • отсутствие экономического обоснования поведения одного из участников соглашения, создающего преимущества для другого участника соглашения, не соответствующего цели осуществления предпринимательской деятельности — получению прибыли;
  • заключение договора поставки (субподряда) победителем торгов с одним из участников торгов, отказавшимся от активных действий на самих торгах;
  • использование участниками торгов одного и того же IP-адреса (учетной записи) при подаче заявок и участии в электронных торгах;
  • фактическое расположение участников соглашения по одному и тому же адресу;
  • оформление сертификатов электронных цифровых подписей на одно и то же физическое лицо;
  • формирование документов для участия в торгах разных хозяйствующих субъектов одним и тем же лицом;
  • наличие взаиморасчетов между участниками соглашения, свидетельствующее о наличии взаимной заинтересованности в результате реализации соглашения.

При этом даже в отсутствии хотя бы одного прямого доказательства, но при достаточном количестве доказательств косвенных антимонопольный орган может правомерно прийти к наличию антиконкурентного соглашения.

2. Анализ состояния конкуренции на товарных рынках является обязательным по всем делам об антиконкурентных соглашениях.

Ранее практика ФАС России колебалась по вопросу о необходимости проведения анализа состоянии конкуренции на товарных рынках по таким делам*. Однако теперь антимонопольная служба указывает, что проведение такого анализа необходимо**.

3. Процедурные мероприятия, осуществляемые ФАС России при расследовании антимонопольных дел.

Антимонопольная служба разъясняет, что проверяемое лицо уведомляется о проведении плановой проверки не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Проверяемое лицо уведомляется о проведении внеплановой проверки не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Особенностью проверок на предмет соблюдения требований о запрете антиконкурентных соглашений является то, что предварительное уведомление проверяемого лица о начале проведения внеплановой проверки не допускается.

Проверки могут быть проведены не только в рамках возбужденного дела о нарушении антимонопольного законодательства, но и до его возбуждения, поскольку основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является, в том числе, результат проверки, при проведении которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

4. Осмотр территории, помещений (за исключением жилища проверяемого лица), документов и предметов проверяемого лица.

ФАС России напоминает, что в рамках проведения проверки может проводиться осмотр территории, помещений (за исключением жилища проверяемого лица), документов и предметов проверяемого лица. В осуществлении осмотра вправе участвовать проверяемое лицо, его представитель, а также иные привлекаемые антимонопольным органом к участию в проверке лица. Осмотр осуществляется в присутствии не менее чем двух понятых. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. В необходимых случаях при осуществлении осмотра производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов.

По результатам осуществления осмотра составляется протокол, который также является доказательством по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

5. Истребование документов и информации при проведении проверки.

Также антимонопольная служба отмечает, что должностные лица антимонопольного органа, проводящие проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проведения проверки документы и информацию. Истребуемые документы представляются в виде копий, заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении проверки документов и информации или непредставление их в установленный срок является основанием для привлечения такого лица к административной ответственности.

* В настоящее время анализ товарных рынков осуществляется на основании «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (утв. Приказом ФАС России от 28 апреля 2010 года № 220).

** Ранее данный подход был сформулирован Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 30 июля 2013 года № 1162/13 по делу № А03-1338/2012.

Скачать PDF

ПОДЕЛИТЬСЯ

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ