Новое в регулировании

Существенные изменения в градостроительное, земельное и гражданское законодательство

Традиционно перед уходом Государственной Думы РФ на летние каникулы происходит принятие значительного количества нормативных актов. Не стал исключением и этот год. Среди значительного количества принятых нормативных актов нельзя не отметить существенные изменения в градостроительное, земельное и гражданское законодательство.

С учетом того что принятые федеральные законы по своему содержанию пересекаются в предметах своего регулирования, в настоящем информационном сообщении мы попытаемся систематизировать тематически изменения в различных нормативных актах. Наиболее существенные по содержанию и по объему (в совокупности более 300 листов) изменения содержатся в следующих федеральных законах:

  • Федеральный закон от 03.08.2018 № 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 339-ФЗ);
  • Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 340-ФЗ);
  • Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» (далее – Закон № 341-ФЗ);
  • Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 342-ФЗ).

Необходимо отметить, что у каждого из вышеупомянутых законов имеются большие разделы переходных положений и сроков вступления в силу разных норм, но в целом можно констатировать, что абсолютное большинство положений вступило в силу с 04.08.2018. Тем не менее при применении рекомендуем вам каждый раз проверять точный срок вступления соответствующих норм в силу.

Обращаем ваше внимание, что, несмотря на значительный объем настоящего информационного сообщения, в нем отражена лишь небольшая часть внесенных изменений и сделан акцент на самые принципиальные изменения.

Изменение правового регулирования самовольных построек и последствий признания объектов таковыми

Изменения в Гражданский и Градостроительный кодексы РФ, а также в отдельные законы в отношении регулирования самовольных построек были приняты в рамках законов № 339-ФЗ и № 340- ФЗ и вступили в силу 03.08.2018.

Наконец-то в законодательство включена презумпция защиты добросовестного создателя самовольного объекта — если собственник объекта (здания, строения, иного сооружения), возведенного или созданного с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, не знал и не мог знать о действии таких ограничений в отношении принадлежащего ему участка, то такой объект не может являться самовольной постройкой.

Помимо распоряжения самовольной постройкой, установлен запрет на ее использование. Также наконец-то прямо звучит положение о том, что самовольная постройка помимо сноса может быть приведена в соответствие с действующими требованиями (раньше это следовало из общего толкования нормы).

Также установлено, что наличие на земельном участке самовольной постройки влечет запрет на целый ряд действий:

1. Внесение в правила землепользования и застройки (далее – ПЗЗ) изменений, предусматривающих установление применительно к территориальной зоне, в границах которой расположена такая постройка:

  • вида разрешенного использования земельных участков и ОКС;
  • предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции ОКС, которым соответствуют вид разрешенного использования и параметры такой постройки.

2. Предоставление разрешения на изменение условного ВРИ участка или самой постройки.

3. Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции ОКС в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка.

Таким образом, привести самовольную постройку в соответствие путем «подстройки» под нее градостроительного регламента больше будет невозможно.

Законом уточнены случаи, когда не допускается административный снос самовольной постройки, а обязательно требуется судебное решение: в частности, при наличии зарегистрированного права собственности, при разрешении вопроса в отношении ИЖС или многоквартирного дома и т. п.

Урегулированы предельные сроки осуществления предусмотренных законом соответствующих мероприятий — устанавливаются с учетом характера самовольной постройки в следующих диапазонах:

  • для сноса – от 3 до 12 месяцев;
  • для приведения в соответствие с установленными требованиями – от 6 месяцев до 3-х лет.

Если в установленный срок обязанными лицами не будут выполнены мероприятия по сносу или приведению самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, снос постройки или приведение ее в соответствие осуществляется силами и за счет ОМСУ на основании договора с третьими лицами, а земельный участок, на котором располагается такая постройка, может быть в судебном порядке изъят путем продажи с публичных торгов либо в государственную или муниципальную собственность.

Следует отметить, что правила о возможности продажи участка с торгов применяются также в случаях, если решение о сносе принято в соответствии с ГК РФ до 03.08.2018, но самовольная постройка не была снесена в срок, установленный данным решением.

Законодателем также нормативно сокращены сроки рассмотрения дел о самовольных постройках – как в арбитражном, так и в гражданском процессе установлено рассмотрение дел в срок не более 1 (одного) месяца со дня поступления соответствующего заявления в суд. Решения по указанным спорам могут быть обращены к немедленному исполнению, в случае если самовольная постройка существенно угрожает жизни и здоровью граждан, и замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для неопределенного круга лиц.

Урегулированы вопросы сноса объектов капитального строительства

К градостроительной деятельности, регулируемой профильным законодательством, законом № 342-ФЗ отнесен снос объектов капитального строительства (далее – ОКС). Соответственно, в сферу деятельности застройщиков, технических заказчиков и СРО входит деятельность, связанная со сносом ОКС.

При этом под сносом ОКС понимается его ликвидация путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей.

Снос осуществляется на основании проекта. В целях осуществления сноса застройщик или технический заказчик подает в уполномоченный орган уведомление о планируемом сносе, а также уведомление о завершении сноса ОКС.

Также предусмотрены особенности сноса самовольной постройки и ОКС, расположенных в зонах с особыми условиями использования территорий, или приведения таких объектов капитального строительства в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зон с особыми условиями использования территорий.

Нарушение требований безопасности при сносе ОКС является основанием для возмещения причиненного вреда.

По своему правовому регулированию в рамках градостроительной деятельности на снос распространяется значительное число норм, регулирующих такую существующую процедуру, как капитальный ремонт.

Появилось нормативное понятие некапитального объекта

В ГрК РФ теперь прямо закреплено, что некапитальные строения, сооружения и неотделимые улучшения земельного участка (замощение, покрытие и другие) не относятся к ОКС. Под некапитальными строениями, сооружениями понимаются объекты, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

Расширены случаи проведения обязательной государственной экспертизы

Приведен обновленный перечень и требования к содержанию разделов проектной документации объектов капитального строительства, предоставляемой на экспертизу, а также особенности состава таких разделов в зависимости от видов ОКС.

Расширены обязательные случаи проведения государственной экспертизы проектной документации. Дополнительно установлены следующие случаи:

  • осуществления строительства, реконструкции ОКС, относящихся к объектам массового пребывания граждан. Критерии отнесения таких объектов к объектам массового пребывания граждан утверждаются Минстроем России;
  • если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта ОКС подлежит проверке на предмет достоверности ее определения;
  • проектная документация ОКС, строительство, реконструкция которых планируются в границах зон с особыми условиями использования территорий, режим которых предусматривает ограничение размещения ОКС исходя из оценки их влияния на объект, территорию, в целях охраны которых установлена зона с особыми условиями использования территории, или исходя из оценки влияния объекта, территории, в целях охраны которых установлена зона с особыми условиями использования территории, на размещаемый ОКС.

Необходимо обратить внимание, что последний случай обязательности государственной экспертизы создает наиболее серьезные юридические и экономические риски для застройщиков, так как законом № 342-ФЗ в Земельный кодекс РФ включена самостоятельная глава «Зоны с особыми использованиями использования территорий», и в их состав попали 28 видов таких зон, включая санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия и т. п.

С учетом того, что данная норма вступила в силу с 04.08.2018, возникают риски предъявления требований по проведению именно государственной экспертизы проектной документации по текущей документации, поданной на получение разрешения на строительство или готовящейся к такой подаче.

Так как требование об обязательной государственной экспертизе в ГрК РФ касается не всех зон с особыми условиями использования, а только тех, где предусматривается «оценка влияния на территорию, объект», то следует помнить, что законом № 342-ФЗ определено, что виды таких зон должны быть определены Постановлением Правительства РФ.

Сокращены сроки проведения государственной экспертизы – до 42 рабочих дней, а также продления экспертизы – до 20 рабочих дней.

Плата за выдачу заключения по результатам государственной экспертизы исключена.

Уточнены правила выдачи и изменения разрешений на строительство

Уточнены основания для отказа в выдаче разрешения на строительство. В частности, в п. 13. ст. 51 ГрК РФ указано, что при обращении за разрешением на строительство орган проверяет на соответствие требованиям к строительству на дату выдачи градостроительного плана, а применительно к ВРИ участка и его обременениям – на дату обращения за разрешением на строительство.

Случаи, когда не требуется получения разрешения на строительство, дополнены строительством посольств и консульств за пределами РФ, а также строительством, реконструкцией объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно. Помимо этого, в ГрК РФ учтено, что с 01.01.2019 в отношении ИЖС и садовых домов будет применяться уведомительный порядок строительства и ввода в эксплуатацию.

Срок принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство сокращен до 7 (семи) рабочих дней. При этом установлено, что во всех случаях кроме продления сроков разрешения на строительство в уполномоченный орган должен быть представлен такой же пакет документов, как при получении нового разрешения на строительство.

Существенно расширены основания для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство.

В частности, при обращении за продлением срока разрешения на строительство отсутствие на момент обращения за продлением выполненных строительных работ либо ненаправление уведомления о начале строительства (если такое требование установлено в законе) является самостоятельным основанием для отказа в изменении разрешения на строительство.

Существенно сокращен срок, до которого можно обратиться за продлением срока разрешения на строительство – не позднее чем за 10 рабочих дней до истечения срока действия разрешения (ранее срок был «не позднее чем 60 дней», но он не был пресекательным и не был самостоятельным основанием для отказа в изменениях в разрешение на строительство).

С учетом изменившегося подхода законодателя основанием для отказа во внесении изменений в разрешения на строительство стало несоответствие поданных документов ВРИ либо разрешению на отклонение от градостроительного регламента на дату обращения за внесением изменений в разрешение на строительство.

Вводится информационная система и классификатор объектов

Предусматривается утверждение органами государственной власти федерального уровня классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства). До утверждения соответствующих классификаторов требование об указании в задании на проектирование и в проектной документации сведений об объекте капитального строительства в соответствии с классификатором объектов не применяется.

Также урегулированы вопросы создания и эксплуатации государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (далее — ГИСОГД), в т. ч. ведения таких систем в части, касающейся градостроительной деятельности на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов и предоставления соответствующих сведений, документов и материалов.

При подготовке ПЗЗ должны будут учитываться сведения ЕГРН, а также сведения, документы и материалы, содержащиеся в ГИСОГД.

Кодексом предусмотрено, что субъекты Российской Федерации вправе установить законом положение о том, что обязательным приложением к градостроительному плану земельного участка в случае его выдачи в электронной форме являются материалы и результаты ранее проведенных инженерных изысканий, содержащиеся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, при условии что указанные материалы и результаты не содержат сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа.

Систематизировано регулирование зон с особыми условиями использования

Законом № 342-ФЗ в Земельный кодекс РФ введена отдельная глава, регулирующая отношения, связанные с установлением зон с особыми условиями использования территорий. Всего предусматривается 28 видов таких зон, которые все существуют в настоящее время, но их регулирование не систематизировано и хаотично.

Предусмотрены правила установления, изменения, прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий; последствия установления, изменения, прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий.

Необходимо отметить, что больше половины регулирования вопросов зон с особыми условиями использования территорий посвящено детальному регулированию вопросов возмещения убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий. Общий принцип состоит в том, что если установление таких зон влечет создание ограничений для владения, пользования или распоряжения объектом недвижимости, то правообладатель такого объекта вправе требовать от лица, для которого установлены соответствующие зоны, возмещения ему причиненных убытков.

Период действия переходных положений, связанных со вступлением в силу изменений, составляет сроки с 01.09.2018 по 01.01.2022.

Размещение линейных объектов недвижимости будет осуществляться на условиях публичного сервитута

Закон № 341-ФЗ принят с целью упрощения процедуры размещения линейных объектов путем установления публичного сервитута путем внесения соответствующих изменений в Земельный, Лесной и Градостроительный кодексы РФ, в закон о государственной регистрации недвижимости и др.

Под публичным сервитутом понимается сервитут, установленный решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков. Установлен перечень из 16 целей использования земельного участка, для которых может устанавливаться публичный сервитут. Так, к отдельным целям относятся, в частности:

  • проведение инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, а также строительства и реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения, включая размещение инженерных сооружений, устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования, автомобильными дорогами для устройства примыканий автомобильных дорог, размещения автомобильных дорог, железнодорожных путей в туннелях;
  • складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения.

Обременение земельного участка публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут. Что касается публичного сервитута, то правообладатель обремененного им участка вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату в случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

Публичный сервитут может быть установлен в отсутствие сведений о земельном участке, его правообладателях и обременениях (за исключением осуществления целей, которым противоречит ранее установленный публичный сервитут), независимо от формы собственности на земельный участок.

Публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления при условии обоснования необходимости его установления* по ходатайству:

  • субъекта естественных монополий;
  • организации связи;
  • владельца транспортной инфраструктуры;
  • организации, уполномоченной в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, заключенными с органами государственной власти Российской Федерации договорами или соглашениями либо имеющие разрешения (лицензии) осуществлять деятельность, предусмотренную или необходимую для выполнения международных договоров Российской Федерации, в том числе для размещения дипломатических представительств иностранных государств, представительств международных организаций, а также деятельность по строительству и реконструкции объектов федерального значения**.

Не допускается установление публичного сервитута в целях размещения инженерных сооружений, а также складирования строительных и иных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для ИЖС, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства. Исключения составляют случаи, если это требуется для:

  • подключения (технологического присоединения) зданий, сооружений, расположенных в границах элемента планировочной структуры, в границах которого находятся такие земельные участки, к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • эксплуатации, реконструкции существующих инженерных сооружений;
  • размещения инженерных сооружений, которые переносятся с земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд.

Уполномоченным органом осуществляется опубликование (размещение) сообщения о возможном установлении публичного сервитута в целях поиска правообладателей земельных участков для последующего учета их прав при установлении публичного сервитута.

Срок принятия органом, уполномоченным на установление публичного сервитута, решения об установлении или об отказе в его установлении — в зависимости от целей установления — составляет от 20 дней до 45 дней со дня поступления ходатайства.

Срок установления публичного сервитута — в зависимости от целей его установления — составляет:

  • для проведения инженерных изысканий – не более 1 года;
  • равный сроку строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения;
  • в иных целях размещения линейных объектов — от десяти до сорока девяти лет.

При невозможности или существенном затруднении использования земельного участка (его части), обремененного публичным сервитутом, правообладатель земельного участка и (или) правообладатель расположенного на таком земельном участке объекта недвижимости вправе требовать выкупа соответственно земельного участка и иного объекта недвижимого имущества по рыночной стоимости и возмещения всех причиненных убытков, а арендатор, землепользователь, землевладелец земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности — возмещения убытков.

Установлены также форма и содержание соглашения об осуществлении публичного сервитута; права и обязанности обладателя публичного сервитута; порядок прекращения публичного сервитута; оснований требований правообладателя земельного участка прекращения публичного сервитута в судебном порядке; особенности порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.

Юридические лица, имеющие на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, имеют право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут, при условии что соответствующее право на указанные сооружения возникло до 1 сентября 2018 года. Указанные владельцы сооружений, у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2022 года.

В приведенных случаях плата за публичный сервитут не устанавливается, в том числе, в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.

Вводится понятие объекта ИЖС и уведомительный порядок его строительства и ввода в эксплуатацию

В соответствии с изменениями в ГрК РФ, внесенными законом № 342-ФЗ, объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Осуществление подготовки проектной документации и ее экспертиза при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома не требуется. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к таким объектам.

Также установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется для строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, а осуществляется в уведомительном порядке.

В целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает в уполномоченный орган (к числу которых отнесены ОМСУ) уведомление о планируемом строительстве, форма которого будет утверждена Минстроем России.

К уведомлению должно прилагаться описание внешнего облика объекта (в графической и текстовой части) с указанием параметров объекта, цветовое решение внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, а также описание иных характеристик объекта в соответствии с установленными градостроительным регламентом требованиями к архитектурным решениям. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта, включая фасады и конфигурацию.

В течение 7 рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, уполномоченный орган проводит проверку и выдает уведомление о соответствии / несоответствии планируемого объекта установленным требованиям. Отсутствие ответа уполномоченного органа в установленный срок приравнивается к уведомлению о соответствии.

Срок реализации права на строительство ИЖС при полученном уведомлении о соответствии составляет 10 лет. Данное право сохраняется при переходе прав на земельный участок и объект ИЖС или садовый дом. При этом направление нового уведомления о планируемом строительстве не требуется.

Аналогичный уведомительный порядок (с 7-дневным сроком реагирования государственного органа) установлен и для завершения строительства ИЖС.

Законом установлен переходный период — до 01.03.2019 государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на ИЖС осуществляется без предоставления уведомлений.

Принят ряд подзаконных актов, регулирующих применение новых правил привлечения средств по ДДУ

Продолжается реформа правового регулирования долевого участия в строительстве. В частности, были приняты следующие подзаконные акты:

1. Постановлением Правительства от 01.08.2018 № 897 утвержден состав документов, предоставляемых застройщиками в уполномоченные банки в рамках банковского сопровождения операций по специализированным счетам застройщиков, предусмотренного п. 1 ст. 18.2 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон № 214-ФЗ).

Фактически состав документов подлежит конкретизации в договоре на банковское сопровождение специального счета застройщика, а в самом постановлении приведены достаточно типовые документы (договоры, сметы, акты).

2. Утвержден порядок и условия конкурсного отбора юридических лиц, намеревающихся завершить строительство объектов обанкротившихся застройщиков с использованием средств компенсационного фонда. Соответствующий Приказ Минстроя от 05.06.2018 № 335 / пр опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 25.07.2018. К участникам конкурсов предъявляются требования, аналогичные требованиям, предъявляемым к новым застройщикам Законом № 214-ФЗ.

3. Установлена административная ответственность в части работы с ЕИСЖС.

Федеральным законом от 29.07.2018 № 236-ФЗ внесены поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, касающиеся нарушения обязанности по размещению в ЕИСЖС неполной, заведомо искаженной информации или ее отсутствие, а также нарушение порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения такой информации.

4. Письмом Минстроя РФ от 15.08.2018 № 34785-ВЯ / 07 представлена позиция Минстроя РФ по отдельным вопросам применения новых ограничений к застройщикам применительно к тем, кто получил разрешение на строительство до 01.07.2018.

Из письма следует несколько принципиально важных моментов:

  • «старые» застройщики вправе продолжать / начинать привлечение денежных средств по объектам с разрешениями до 01.07.2018, даже если они обращаются за получением заключения о соответствии требованиям к застройщику сейчас;
  • для старых застройщиков контроль движения денежных средств по специальному счету должен осуществляться банком исключительно на соответствие ч. 3 ст. 18 закона № 214-ФЗ (в редакции последних изменений);
  • по старым обязательствам (возникшим до 01.07.2018) банки не должны ограничивать платежи со специального расчета застройщика;
  • у генеральных подрядчиков и технических заказчиков «старых» застройщиков нет обязанности открывать счета в уполномоченных банках для расчетов.

Несмотря на отсутствие у Минстроя полномочий по толкованию законодательства, данное письмо может пользоваться застройщиками в диалоге с уполномоченными органами и банками.

* В обоснование приводятся: документы территориального планирования; проект планировки территории, программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд; проект организации строительства; договор о подключении (технологическом присоединении); расчеты и доводы, касающиеся наиболее целесообразного способа установления публичного сервитута; обоснование невозможности размещения инженерного сооружения на земельных участках общего пользования или в границах земель общего пользования, территории общего пользования, на землях и (или) земельном участке, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам.

** Постановление Правительства РФ от 06.05.2015 № 442 «Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд».

Скачать PDF

ПОДЕЛИТЬСЯ

Дмитрий Некрестьянов

Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ