Новое в регулировании

Cущественные изменения в правилах обращения с отходами

Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее – Закон № 458-ФЗ) были внесены значительные изменения в регулирование сферы обращения с отходами.

Среди наиболее существенных изменений можно отметить следующее:

1. Законом № 458-ФЗ с 1 января 2015 года вводится обязанность производителей, импортеров товаров обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров.

Как отмечается разработчиками закона, данная норма направлена на сокращение объемов захоронения отходов и увеличение объемов утилизации полезных фракций (бумаги, полимеров, стекла, металла и др.).

Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством Российской Федерации. В настоящее время такой перечень отсутствует.

Обеспечение утилизации может осуществляться:

  • Самостоятельно;
  • Путем уплаты экологического сбора.

К самостоятельным способам обеспечения утилизации относятся:

  • организация собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от использования таких товаров;
  • заключение договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), региональным оператором (возможность заключения договоров с региональными операторами возникнет с 1 января 2016 года);
  • создание объединения (союза) производителей, импортеров товаров (далее — объединение). Производитель, импортер товаров при вступлении в объединение имеет право на основании соответствующего договора поручить объединению обеспечивать выполнение нормативов утилизации путем заключения с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором договора.

Более подробно порядок обеспечения утилизации отходов будет установлен Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, как отмечалось ранее, в настоящее время отсутствует перечень товаров, подлежащих утилизации. В связи с этим самостоятельное обеспечение утилизации представляется затруднительным.

При невозможности обеспечения самостоятельной утилизации производитель, импортер уплачивает экологический сбор, поступающий по нормативу 100% в федеральный бюджет.

Ставки экологического сбора устанавливаются Правительством РФ по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств. В настоящее время такие ставки не установлены. Таким образом, уплата экологического сбора на данный момент также не представляется возможной. При этом важно отметить, что сумма экологического сбора, уплачиваемого за девять месяцев 2015 года, подлежит уплате до 15 октября 2015 года.

Вместе с тем, в СМИ появляется информация, что обязанность по уплате экологического сбора может быть перенесена на год*. Однако подтверждение данной информации в нормативных документах в настоящее время отсутствует.

Таким образом, порядок исполнения законно установленной обязанности по обеспечению утилизации отходов от использования товаров остается неопределенным до принятия необходимых подзаконных актов.

2. Уточнен субъект, ответственный за внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов.

До внесения изменений в Закон № 458-ФЗ судебная практика исходила из того, что плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов подлежит уплате лицом, непосредственно осуществляющим размещение отходов**.

C 1 января 2016 года установлены следующие правила о внесении платы:

  • Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением ТКО) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.
  • Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

При этом Законом № 458-ФЗ уточняется понятийный аппарат в сфере обращения с отходами. В частности, под ТКО понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

К ТКО также отнесены отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Кроме того, с 1 января 2019 года при размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается.

3. Изменены виды деятельности в сфере обращения с отходами, подлежащие лицензированию.

  • До внесения изменений в Закон № 458-ФЗ лицензировалась деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности;
  • С 1 июля 2015 года лицензируется деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.

Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности, выданные до дня вступления в силу Закона № 458-ФЗ, действуют до 30 июня 2015 года.

В связи с многочисленными концептуальными изменениями регулирования сферы обращения с отходами в ближайшее время будет предполагается принятие ряда подзаконных актов федерального регионального уровня, конкретизирующих и уточняющих новые положения Закона № 458-ФЗ, в том числе по указанным в настоящем сообщении вопросам.

* http://top.rbc.ru/economics/23/01/2015/54c28b9f9a79479a09ce9ea2?google_editors_picks=true

** Постановление Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 № 5-П; Постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 № 14561 / 08 по делу № А 32-330 / 2008-13 / 3-3АЖ

Скачать PDF

ПОДЕЛИТЬСЯ

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ