Новое в регулировании

Обзор изменений российского законодательства в ИТ-сфере за I квартал 2023 года

В настоящий обзор включены принятые и опубликованные нормативно-правовые акты, письма и разъяснения государственных органов, а также проекты федеральных законов, принятых как минимум во втором чтении.

В первом квартале 2023 года изменения в налоговом праве коснулись порядка получения налоговых льгот различными организациями в ИТ-сфере: определен перечень услуг, оказываемых операторами информационных систем, реализация которых освобождается от обложения НДС; разъяснены условия применения льгот организациями радиоэлектронной промышленности и организациями, оказывающими банковские услуги с использованием собственных программ для ЭВМ.

Приняты различные уточнения в сфере персональных данных в связи с масштабной реформой правового регулирования обработки персональных данных: определены общие правила принятия решения о запрещении или об ограничении трансграничной передачи персональных данных, а также правила принятия решения о запрещении или об ограничении трансграничной передачи персональных данных в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан; утвержден порядок взаимодействия операторов обработки персональных данных с ГосСОПКА.

Конституционным Судом РФ вынесено значимое постановление по защите прав изобретателей на вознаграждение по личному вкладу в совершенное открытие.

Уделено особое внимание проработке эксперимента по дистанционной торговле лекарственными средствами для медицинского применения. Внесены изменения в порядок выдачи аптекам разрешений на розничную торговлю лекарственными препаратами дистанционным способом. Определен порядок осуществления дистанционной торговли лекарственными средствами, определен перечень препаратов, которые могут продаваться дистанционно.

Несмотря на объявленное «завершение» частичной мобилизации, за первый квартал 2023 года были приняты различные акты, регулирующие связанные с мобилизацией вопросы.

Обзор составлен по состоянию на 31.03.2023.

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, связанные с обзором, вы можете направить их нам по электронной почте info@kachkin.ru, и мы будем рады ответить на них.

1. Мобилизация и бизнес

Подробнее

1.1.       Мобилизованные лица освобождены от обязанности предоставлять статистическую отчетность на период прохождения военной службы

Постановление Правительства РФ от 13.01.2023 № 15 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 2022 г. № 1874»

В отношении мобилизованного лица приостанавливается проведение федеральных статистических наблюдений в соответствии с Законом «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ».

Информацию о мобилизованных лицах и об организациях, в отношении которых осуществляется проведение мероприятий, предусмотренных Постановлением Правительства «О мерах поддержки мобилизованных лиц»[1], ФНС России теперь будет направлять также в Росстат.

Дата вступления в силу – 24.01.2023.

[1] Постановление Правительства РФ от 20.10.2022 № 1874 «О мерах поддержки мобилизованных лиц».

2. Налоги

Подробнее

2.1.       Определен перечень услуг, оказываемых операторами информационных систем, в которых осуществляется выпуск, обмен, учет, обращение ЦФА, реализация которых освобождается от обложения НДС

Постановление Правительства РФ от 14.01.2023 № 17 «Об утверждении перечня услуг, оказываемых операторами информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, операторами обмена цифровых финансовых активов, операторами инвестиционных платформ и непосредственно связанных с выпуском цифровых финансовых активов и (или) цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права, их учетом, обращением, а также с выкупом, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость»

В перечень вошли услуги:

  • по присвоению рейтинга лицу, привлекающему инвестиции, или инвестиционному предложению;
  • по признанию лица квалифицированным инвестором для целей совершения сделок с ЦФА или цифровыми правами, включающими одновременно ЦФА и УЦП;
  • по предоставлению информации, отчетов, справок и выписок оператором информационной системы в связи с осуществлением им соответствующей деятельности;
  • по осуществлению без использования номинальных счетов расчетов, связанных с выпуском ЦФА или цифровых прав, включающих одновременно ЦФА и УЦП, периодическими выплатами по таким ЦФА или цифровым правам, выкупом таких ЦФА или цифровых прав, а также по сделкам с ними;
  • по предоставлению пользователям технических средств для удаленного доступа к информационным системам, в которых осуществляются выпуск, учет или обращение ЦФА или цифровых прав, включающих одновременно ЦФА и УЦП.

Дата вступления в силу – 16.01.2023.

2.2.       Разъяснены условия применения налоговых льгот организациями радиоэлектронной промышленности

Письмо Минфина России от 23.01.2023 № 03-03-06/1/4887 «О начале периода применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и пониженных тарифов страховых взносов организацией, включенной в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности»

Для указанных организаций установлены налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 3% и налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, в размере 0%, а также пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6%.

Такие ставки и пониженные тарифы страховых взносов применяются при условии, что по итогам отчетного периода в сумме всех доходов организации, которые учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, не менее 70% составляют доходы в сфере радиоэлектронной промышленности.

Также условием применения льготы является включение организации в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, формирование и ведение которого осуществляются Минпромторгом России.

2.3.       Разъяснены условия применения налоговых льгот организацией, оказывающей банковские услуги с использованием собственных программ для ЭВМ

Письмо Минфина России от 14.02.2023 № 03-03-06/1/12385 «О применении пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и пониженных тарифов страховых взносов, установленных для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, организацией, оказывающей банковские услуги с использованием программ для ЭВМ»

Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0% в 2022 — 2024 годах применяется при условии, что по итогам отчетного периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, которые учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, не менее 70% составляют доходы в сфере информационных технологий.

Условиями применения пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6% являются:

  • получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, или свидетельства, удостоверяющего регистрацию организации в качестве резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны;
  • по итогам отчетного периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, не менее 70% составляют доходы в сфере информационных технологий.

Отмечается, что в 70% долю доходов от ИТ-деятельности включаются доходы от оказания услуг в сети Интернет с использованием собственных программ для ЭВМ, баз данных, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, по размещению и продвижению предложений, объявлений о приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, предложений о трудоустройстве, услуг по осуществлению поиска таких предложений, объявлений и (по заключению договоров.

Наоборот, не включаются в указанную долю перечисленные доходы от оказания услуг, если они состоят в том числе в получении банковских, финансовых услуг (например, финансирования под уступку денежного требования), услуг на рынке ценных бумаг (например, дилерская деятельность, брокерская деятельность, деятельность форекс-дилеров), если такие услуги предоставляются банками, кредитными организациями, небанковскими кредитными организациями и иными организациями.

К указанным банковским услугам относится все, что организация реализует при оказании клиентам различных видов банковских услуг, в том числе предоставление клиенту возможности оставить заявку на открытие счета или получение кредита, проведение оценки возможных рисков для банка при выдаче кредита или открытии счета конкретному клиенту.

Перечень видов доходов, которые включаются в необходимую долю доходов ИТ-организации от осуществления ИТ-деятельности для получения льготы, является исчерпывающим.

2.4.       Разъяснена возможность учета доходов от организации удаленного доступа к программе для ЭВМ, базе данных в составе услуг сопровождения

Письмо Минцифры России от 15.03.2023 № МП-П11-070-17504 «О рассмотрении обращений субъектов предпринимательской деятельности и заинтересованных лиц в сфере информационных технологий»

Операциями, выполняемыми в составе сопровождения соответствующих программы для ЭВМ, базы данных являются: поддержание постоянного функционирования необходимой ИТ-инфраструктуры, организация удаленного доступа заказчика к ИТ-инфраструктуре для целей эффективной эксплуатации конкретной поименованной программы для ЭВМ, базы данных, включая: администрирование прав доступа, учетной записи пользователей, аппаратной платформы ИТ-инфраструктуры, баз данных, систем мониторинга и обработка событий/инцидентов/проблем функционирования, выявленных при администрировании, выполнение системных настроек, получение обновлений, их установка и (или) сопровождение установки; предоставление аппаратных мощностей и каналов, обеспечение сетевой доступности; резервное копирование; выполнение плановых и внеплановых восстановлений; осуществление миграции (переноса) данных и прочее.

Доходы от оказания услуг (выполнения работ) по сопровождению программ для ЭВМ, баз данных включаются в долю доходов, дающих право на применение пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль, пониженного тарифа страховых взносов только применительно к собственным и заказным программам для ЭВМ, базам данных.

2.5.       ФНС России разъяснила IT-компаниями, как применяется льготная ставка по налогу на прибыль организаций

Письмо ФНС России от 25.01.2023 № СД-4-3/763@ «О применении ставки 0% по налогу на прибыль организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий»

Если ИТ-компания в 2022 году получила документ о государственной аккредитации или не выполнила условие о 70%-ной доле доходов от ИТ-деятельности, то такая организация по итогам отчетного периода 2022 года применяет общеустановленные ставки по налогу на прибыль организаций.

Доходы от оказания услуг по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных включаются в 70% долю доходов от деятельности в области информационных технологий. Поэтому компания может учитывать доходы от указанных услуг, если разработку такая компания не осуществляла.

Если ИТ-компания, осуществляет разработку программ для ЭВМ, баз данных только для иностранной компании-заказчика, то это никак не ограничивает такую компанию от применения налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0%.

В доходы, которые учитываются при определении 70% доли доходов, допускается включение выручки от оказания услуг по тестированию и сопровождению любых программно-аппаратных комплексов, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, в том числе программно-аппаратных комплексов, разработку которых организация не осуществляла.

3. Персональные данные

Подробнее

3.1.       Определены правила принятия решения о запрещении или об ограничении трансграничной передачи персональных данных

Постановление Правительства РФ от 10.01.2023 № 6 «Об утверждении Правил принятия решения о запрещении или об ограничении трансграничной передачи персональных данных уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных и информирования операторов о принятом решении»

Решение о запрещении или об ограничении трансграничной передачи персональных данных принимается Роскомнадзором на основании поступивших представлений от федеральных органов исполнительной власти.

Решение направляется оператору, планирующему осуществлять трансграничную передачу, а также операторам, осуществляющим трансграничную передачу персональных данных на территорию иностранного государства, если решение принято в отношении этого иностранного государства.

Если основания для решения о запрете или ограничении трансграничной передачи устранены, Роскомнадзором выносится представление о прекращении действия соответствующего запрета, ограничения.

Дата вступления в силу – 01.03.2023.

3.2.       Установлены правила принятия Роскомнадзором решения о запрещении или об ограничении трансграничной передачи персональных данных в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан

Постановление Правительства РФ от 16.01.2023 № 24 «Об утверждении Правил принятия решения уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных о запрещении или об ограничении трансграничной передачи персональных данных в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан»

До начала осуществления трансграничной передачи персональных данных оператор должен направить в Роскомнадзор уведомление в виде документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного УКЭП.

Если в уведомлении представлены неполные сведения, оператору направляется запрос о предоставлении недостающих сведений. Такие сведения должны быть предоставлены оператором в течение 5 дней после получения запроса. Если сведения представлены не будут, уведомление не подлежит рассмотрению, о чем извещается оператор.

Также оператору может быть направлен запрос о предоставлении дополнительных сведений, если есть одно из следующих оснований:

  • отсутствие в распоряжении Роскомнадзора сведений о наличии у иностранного государства уполномоченного органа в области защиты прав субъектов персональных данных, на территорию которого планируется трансграничная передача персональных данных;
  • планирование трансграничной передачи биометрических персональных данных, специальных категорий персональных данных, персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных, персональных данных несовершеннолетних лиц;
  • поступление в Роскомнадзор жалобы на иностранное юридическое лицо, иностранное физическое лицо, зарегистрированных на территории иностранного государства, на территорию которого планируется трансграничная передача персональных данных.

Если указанные дополнительные сведения не будут предоставлены оператором, уведомление не подлежит рассмотрению.

Решение о запрещении трансграничной передачи персональных данных принимается в следующих случаях:

  • органами власти иностранного государства, иностранными физическими лицами, иностранными юридическими лицами, которым планируется трансграничная передача персональных данных, не принимаются меры по защите передаваемых персональных данных, а также не определены условия прекращения их обработки;
  • иностранное юридическое лицо, которому планируется трансграничная передача персональных данных, является организацией, деятельность которой запрещена на территории России;
  • иностранное юридическое лицо, которому планируется трансграничная передача персональных данных, включено в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории России;
  • трансграничная передача и дальнейшая обработка переданных персональных данных несовместима с целями сбора персональных данных;
  • трансграничная передача персональных данных осуществляется случаях, не предусмотренных Законом «О персональных данных»[1].

Решение об ограничении трансграничной передачи персональных данных в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан принимается в случае, если:

  • содержание и объем персональных данных, планируемых к трансграничной передаче, не соответствуют цели трансграничной передачи;
  • категории субъектов персональных данных, персональные данные которых планируются к трансграничной передаче, не соответствуют цели трансграничной передачи.

Решение о запрещении или об ограничении трансграничной передачи может быть обжаловано оператором в судебном порядке или вышестоящему должностному лицу Роскомнадзора.

Дата вступления в силу – 01.03.2023.

3.3.       Роскомнадзор наделен полномочием проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий за обработкой персональных данных аккредитованными российскими организациями

Постановление Правительства РФ от 04.02.2023 № 161 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Допускается осуществление внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных в отношении аккредитованных российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, включенных в реестр аккредитованных российских организаций, в случае если установлен факт распространения в сети Интернет имеющих признаки принадлежности аккредитованной организации баз данных (или их части), содержащих персональные данные.

Такие мероприятия проводятся по решению руководителя, заместителя руководителя Роскомнадзора при условии согласования с органами прокуратуры.

Дата вступления в силу – 14.02.2023.

3.4.       Минцифры наделено дополнительными полномочиями в сфере обработки биометрических персональных данных

Постановление Правительства РФ от 09.03.2023 № 367 «О внесении изменений в Положение о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации»

Минцифры России наделено полномочиями осуществлять:

  • подтверждение соответствия информационных технологий и технических средств, предназначенных для обработки биометрических персональных данных в целях проведения идентификации и/или аутентификации, требованиям, установленным Законом «Об осуществлении идентификации и аутентификации»[2];
  • федеральный государственный контроль (надзор) в сфере идентификации и/или аутентификации;
  • публикацию перечня информационных технологий и технических средств, предназначенных для обработки биометрических персональных данных, векторов единой биометрической системы, имеющих подтверждение соответствия требованиям Закона «Об осуществлении идентификации и аутентификации»;
  • распространение на безвозмездной основе для физических и юридических лиц шифровального (криптографического) средства, соответствующего требованиям к шифровальным (криптографическим) средствам, указанным в Законе «Об осуществлении идентификации и аутентификации»;

Дата вступления в силу – 09.03.2023.

Положение о полномочиях Минфицры России о федеральном государственном контроле в сфере идентификации и/или аутентификации вступает в силу с 01.06.2023.

3.5.       Утвержден порядок взаимодействия операторов обработки персональных данных с ГосСОПКА

Приказ ФСБ России от 13.02.2023 № 77 «Об утверждении порядка взаимодействия операторов с государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, включая информирование ФСБ России о компьютерных инцидентах, повлекших неправомерную передачу (предоставление, распространение, доступ) персональных данных»

Взаимодействие осуществляется через Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам (НКЦКИ).

Операторы направляют информацию о компьютерных инцидентах в течение 24 часов после их обнаружения. Субъекты критической информационной инфраструктуры и другие органы и организации, в том числе иностранные и международные[3], делают это через электронную почту, техническую инфраструктуру НКЦКИ и других каналов информационного взаимодействия. Иные операторы – путем заполнения уведомления о факте неправомерной передачи персональных данных, содержащегося на официальном сайте Роскомнадзора. Также иные операторы в течение 72 часов после инцидента заполняют уведомление о результатах внутреннего расследования, содержащегося на официальном сайте Роскомнадзора.

В качестве подтверждения направления оператором информации об инцидентах НКЦКИ присваивает каждому инциденту идентификатор и направляет его оператору в течение 24 часов с момента присвоения.

Операторы могут обращаться в НКЦКИ для оказания им содействия в реагировании на выявленный компьютерный инцидент.

Если необходимо проверить сведения о компьютерном инциденте, НКЦКИ направляет запросы о проведении такой проверки, а операторы в течение 24 часов с момента получения таких запросов обязаны информировать центр о результатах проверки.

Дата вступления в силу – 01.03.2023.

[1] Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

[2] Федеральный закон от 29.12.2022 № 572-ФЗ «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

[3] Те операторы, с которыми взаимодействие организовано на основании пп. 4.8 п. 4 Положения о НКЦКИ (Приказ ФСБ России от 24.07.2018 № 366 «О Национальном координационном центре по компьютерным инцидентам»).

4. Интеллектуальная собственность

Подробнее

4.1.       Защищены права изобретателей на вознаграждение по личному вкладу в совершенное открытие

Постановление Конституционного Суда РФ от 24.03.2023 № 10-П «По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 1370 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 Правил выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Гидробур-Сервис»

Пункт 3 Правил выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы[1] признан не соответствующим Конституции РФ.

Указанный пункт закрепляет обязанность работодателя за использование служебного изобретения, служебной полезной модели, служебного промышленного образца выплатить работнику, являющемуся их автором, вознаграждение в размере его средней заработной платы за последние 12 календарных месяцев, в которых такие изобретение, полезная модель, промышленный образец были использованы.

Пункт является не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он не позволяет определить размер вознаграждения создателю служебного результата интеллектуальной деятельности в соавторстве с учетом личного вклада такого лица в полученный результат, когда расчет выплаты исходя из размера его средней заработной платы может приводить к явному нарушению принципов справедливости и соразмерности. Если при этом между работником и работодателем отсутствует договор о размере вознаграждения, условиях и порядке его выплаты.

До внесения изменений при определении размера указанного вознаграждения суд может присудить ему вознаграждение в ином размере, нежели предусмотренном Правилами (учитывая все обстоятельства конкретного дела, в том числе личный вклад соавтора в полученный результат).

[1] Постановление Правительства РФ от 04.06.2014 № 512 утратило силу, но Конституционный Суд РФ не исключил его из предмета рассмотрения, так как рассматриваемая норма воплощена также в действующем Постановлении Правительства РФ от 16.11.2020 № 1848 «Об утверждении Правил выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы» (подробнее об указанном постановлении  в п. 3.2 Обзора за IV квартал 2020 года: https://www.kachkin.ru/obzor-znachimyh-izmenenij-zakonodatelstva-rf-v-it-sfere-za-4-kvartal-2020-goda/). Также другие суды могли применять оспариваемую норму к правоотношениям, возникшим в период, когда действовали утратившие силу Правила.

5. Информационные технологии

Подробнее

5.1.       Уточнен перечень программ, которые должны быть предварительно установлены на отдельные виды технически сложных товаров в 2023 году

Распоряжение Правительства РФ от 04.02.2023 № 242-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 13.08.2022 № 2234-р»

Программа «ICQ» заменена на «VK Мессенджер», а программа «Литрес: читай и слушай!» переименована в «Книги и аудиокниги».

Дата вступления в силу – 04.02.2023.

5.2.       Определены методические рекомендации по переходу на использование российского ПО, в том числе на значимых объектах критической информационной инфраструктуры РФ

Приказ Минцифры России от 18.01.2023 № 21 «Об утверждении Методических рекомендаций по переходу на использование российского программного обеспечения, в том числе на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, и о реализации мер, направленных на ускоренный переход органов государственной власти и организаций на использование российского программного обеспечения в Российской Федерации»

Рекомендации содержат план перехода на российское ПО органов государственной власти организаций, в том числе на значимых объектах критической информационной инфраструктуры РФ, органов государственной власти, государственных внебюджетных фондов, организаций, подведомственных органам государственной власти и государственным внебюджетным фондам, госкорпораций и компаний с государственным участием, иных организаций, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Законом № 44[1] и Законом № 223[2] (за исключением организаций с муниципальным участием), а также других организаций, являющихся субъектами критической информационной инфраструктуры и которым принадлежат значимые объекты критической информационной инфраструктуры РФ.

Также в рекомендациях содержатся показатели эффективности перехода и формы отчетности о ходе реализации плана.

Признаны утратившими силу акты, регулирующие аналогичные вопросы.

5.3.       ФАС России разъяснила, как осуществлять госзакупки камер видеонаблюдения со встроенным программным обеспечением, происходящих из иностранных государств

Письмо ФАС России от 30.12.2022 № ПИ/118987/22 «О рассмотрении обращения»

Постановлением Правительства № 1236[3] предусмотрен запрет на закупку камер видеонаблюдения со встроенным программным обеспечением, происходящих из иностранных государств.

Запрет может распространяться и на закупку в случае отсутствия в едином реестре российских программ для ЭВМ и баз данных аналога, соответствующего тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке. В таком случае заказчику необходимо подготовить обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.

В то же время законодательством не регламентированы случаи применения запрета, когда объектом закупки являются камеры видеонаблюдения с предустановленным программным обеспечением, без которого применение видеооборудования по назначению невозможно, и в извещении или документации о закупке не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на него вследствие выполнения контрактных обязательств.

5.4.       Банк России закрепил рекомендуемые подходы при расчете хэш-кода согласия субъекта кредитной истории в форме электронного документа, подписанного УКЭП или УНЭП, на получение его кредитного отчета

Письмо Банка России от 06.03.2023 № 46-7-1/715 «О расчете хэш-кода, предусмотренного Указанием № 5791-У»

Подходы расчета пользователем хэш-кода такого электронного документа должны быть аналогичны подходам, рекомендованным Банком России в информационном письме от 10.03.2022 № ИН-03-46/29[4] для расчета хэш-кода ПЭП, а именно пользователь:

  • рассчитывает хэш-код согласия, содержащего УКЭП или УНЭП, при включении такой подписи непосредственно в файл электронного документа, содержащего текст согласия;
  • объединяет файл электронного документа с текстом согласия и файл электронного документа, содержащего УКЭП или УНЭП, и рассчитывает хэш-код объединенного документа (согласия) при применении отсоединенной электронной подписи для подписания согласия[5].

5.5.       Определены рекомендации по безопасной настройке операционных систем Linux

«Методический документ «Рекомендации по безопасной настройке операционных систем Linux» (утв. ФСТЭК России 25.12.2022)

Рекомендации определяют содержание работ по настройке операционных систем Linux и направлены на повышение защищенности информационных (автоматизированных) систем, которые построены с использованием указанных операционных систем.

Рекомендации должны быть реализованы в государственных информационных системах и на объектах критической информационной инфраструктуры РФ, которые построены с использованием операционных систем Linux, несертифицированных по требованиям безопасности информации, до их замены на сертифицированные отечественные операционные системы.

[1] Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (Закон № 44).

[2] Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (Закон № 223).

[3] Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[4] Информационное письмо Банка России от 10.03.2022 № ИН-03-46/29 «О расчете хэш-кода, предусмотренного Указанием № 5791-У».

[5] Подходы применяются для целей исполнения Указания Банка России от 11.05.2021 № 5791-У «О требованиях к составу и формату запроса о предоставлении кредитного отчета, правилах поиска бюро кредитных историй информации о субъекте кредитной истории и форме подтверждения наличия согласия субъекта кредитной истории».

6. Финансовые технологии

Подробнее

6.1.       Банками не будет проводиться идентификация клиентов при оплате покупок в иностранных интернет-магазинах

Федеральный закон от 18.03.2023 № 74-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Идентификация клиента не проводится, если осуществляется перевод денежных средств за счет остатка электронных денежных средств клиента — физического лица в пользу иностранной организации в целях оплаты товаров, работ, услуг, использования результатов интеллектуальной деятельности.

Дата вступления в силу – 18.03.2023.

6.2.       Введена обязанность банков обеспечить клиентам, юридическим лицам и ИП, осуществлять операции через СБП

Указание Банка России от 12.01.2023 № 6358-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 24 сентября 2020 года № 732-П «О платежной системе Банка России»

Банки – участники СБП с 01.04.2024 обязаны предоставить своим клиентами, юридическим лицам и ИП, совершение платежных операций через СБП. Обязанность не распространяется на ситуации, когда клиенту банка открыты только счета по вкладу (депозиту) или режим ведения открытых банковских счетов клиентов не предполагает осуществление расходных операций по распоряжению владельцев таких счетов.

Также банки обязаны предоставить клиентам доступ к СБП при отсутствии технической возможности предоставления мобильного приложения через другую систему дистанционного банковского обслуживания для осуществления переводов денежных средств с использованием сети Интернет, а также доступа к онлайн переводам с помощью интернет-банка.

Введены также и другие изменения, подробнее смотрите в документе.

Дата вступления в силу – 20.03.2023.

Отдельные положения, не рассмотренные в Обзоре, могут вступать в иные сроки.

6.3.       Банк России разъяснил требования к целостности электронных сообщений и подтверждению их составления уполномоченным на это лицом, предъявляемые к кредитным организациям и некредитным финансовым организациям

Информационное письмо Банка России от 16.03.2023 № ИН-017-56/22 «О применении требований нормативных актов Банка России об обеспечении целостности электронных сообщений и подтверждения их составления уполномоченным на это лицом»

Кредитные организации, а также некредитные финансовые организации, реализующие усиленный и стандартный уровни защиты информации, должны обеспечить целостность электронных сообщений и подтвердить их составление уполномоченным на это лицом.

Допускается использование УКЭП, УНЭП или средства криптографической защиты информации (СКЗИ), которые реализуют функцию имитозащиты информации с аутентификацией отправителя сообщения. Использование простой электронной подписи в этих целях возможно только совместно с указанными СКЗИ.

Важно, что деятельность по разработке, производству, распространению СКЗИ подлежит лицензированию ФСБ России. Также СКЗИ российского производства, которые применяются кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, должны иметь сертификаты соответствия ФСБ России.

Банк России рекомендует отражать в договорах с клиентами исчерпывающий перечень случаев признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью или УНЭП, равнозначным подписанным собственноручной подписью, а также порядок проверки электронной подписи.

6.4.       Установлен порядок взаимодействия между кредитными организациями при осуществлении перевода денежных средств

Решение Совета директоров Банка России от 17.03.2023 «О подходах к расчету обязательных нормативов расчетных небанковских кредитных организаций»

Остатки средств на корреспондентских счетах, открытых в банках, являющихся резидентами стран, не входящих в перечень недружественных государств[1], не включаются расчетными небанковскими кредитными организациями (РНКО) в расчет норматива максимального размера риска по кредитным требованиям, возникшим по предоставленным РНКО заемщикам средствам, предусмотренного Инструкцией Банка России № 207-И[2], вне зависимости от наличия у указанных банков рейтинга долгосрочной кредитоспособности, присвоенного иностранным кредитным рейтинговым агентством.

Исключением являются кредиты, предоставленные участникам расчетов, не являющимся плательщиками и получателями денежных средств, на завершение расчетов.

Остатки средств на корреспондентских счетах, открытых РНКО в банках – резидентах стран, не являющихся недружественными, вне зависимости от наличия у указанных банков рейтинга долгосрочной кредитоспособности, присвоенного иностранным кредитным рейтинговым агентством, включаются РНКО в полном объеме в расчет норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, предусмотренного Инструкцией Банка России № 207-И.

6.5.       Принят новый стандарт безопасности финансовых операций

«Стандарт Банка России «Безопасность финансовых (банковских) операций. Управление инцидентами, связанными с реализацией информационных угроз, и инцидентами операционной надежности. О формах и сроках взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и субъектами национальной платежной системы при выявлении инцидентов, связанных с реализацией информационных угроз, и инцидентов операционной надежности» СТО БР БФБО-1.5-2023»

Стандартом закреплены формы и сроки взаимодействия кредитных организаций, некредитных финансовых организаций и субъектов национальной платежной системы с Банком России.

Указанные участники информационного обмена обязаны сообщать о выявленных случаях, попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента, о случаях, попытках осуществления операций, направленных на совершение финансовых сделок с использованием финансовой платформы без волеизъявления участника финансовой платформы, незаконном раскрытии банковской тайны, персональных данных, иных данных клиентов или работников, компьютерных инцидентах, компьютерных атаках и уязвимостях информационной безопасности, о событиях операционного риска, о планируемых публичных мероприятиях и мероприятиях по раскрытию информации в отношении выявленных инцидентов защиты информации и инцидентов операционной надежности.

[1] Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц».

[2] Инструкция Банка России от 08.11.2021 № 207-И «О допустимых сочетаниях банковских операций расчетных небанковских кредитных организаций, об обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и об осуществлении Банком России надзора за их соблюдением».

7. Государственная поддержка

Подробнее

7.1.       Внесены изменения в правила предоставления субсидий на оказание господдержки создания и развития центров трансфера технологий

Постановление Правительства РФ от 17.01.2023 № 31 «О внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий на оказание государственной поддержки создания и развития центров трансфера технологий, осуществляющих коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности научных организаций и образовательных организаций высшего образования»

Расходы на уплату налога на доходы физических лиц, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на суммы расходов на оплату труда теперь включаются в затраты, которые обеспечиваются грантом.

Участник конкурса не должен находиться в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.

Если по итогам проверок Минобрнауки России обнаружит факт недостижения получателем гранта значений результата предоставления гранта, то соответствующие средства подлежат возврату в доход федерального бюджета в объеме, пропорциональном недостигнутым значениям характеристик в размере, определенным по формуле, установленной Постановлением.

Внесены также изменения, касающиеся сроков размещения информации о конкурсе, и другие, подробнее смотрите в документе.

Дата вступления в силу – 26.01.2023.

7.2.       Стала доступнее программа льготной ипотеки для IT-специалистов

Постановление Правительства РФ от 23.01.2023 № 72 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. № 805»

Льготную ипотеку теперь могут получить специалисты в возрасте до 50 лет.

Смягчен критерий средней заработной платы заемщиков: для жителей крупных городов (от 1 миллиона человек) – минимум 120 тысяч рублей, для жителей остальных местностей – 70 тысяч рублей.

При расчете минимального размера заработной платы может быть учтено не только основное место работы, но и работа по совместительству в аккредитованной IT-компании.

Теперь повышение процентной ставки возможно по истечении 6 месяцев после прекращения работы в аккредитованной компании. Ранее этот срок составлял 3 месяца.

Внесены также и другие изменения, подробнее смотрите в документе.

Дата вступления в силу – 07.02.2023.

7.3.       Внесены изменения в госпрограмму РФ «Информационное общество»

Постановление Правительства РФ от 17.02.2023 № 253 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Информационное общество» и признании утратившим силу абзаца пятьдесят шестого пункта 2 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Информационное общество», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. № 2125»

Затраты на закупку товаров, работ (услуг), которые необходимы для реализации мероприятий, определяются исходя из стоимости доступных на рынке аналогов.

Минцифры России вправе вносить изменения в значение результата использования субсидии и размер субсидии, предусмотренные в соглашении о предоставлении субсидии, на основании обращения субъекта РФ об изменении значения результата использования субсидии и уменьшении стоимости реализации проекта по оснащению общеобразовательных организаций ИТ-инфраструктурой для обеспечения безопасного доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также к сети Интернет в случае изменения стоимости товаров, работ и услуг, и количества зданий, и количества классов общеобразовательных организаций, подлежащих оснащению ИТ-инфраструктурой.

Внесение в соглашение о предоставлении субсидии изменений, предусматривающих ухудшение значения результата использования субсидии, а также увеличение сроков реализации, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии мероприятий (результатов), не допускается, за исключением случаев изменения значений показателей государственных программ Российской Федерации и (или) федеральных целевых программ или результатов федеральных проектов, а также сокращения размера субсидии.

В случае нецелевого использования субсидии субъектом РФ к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством РФ.

Внесены также другие изменения, подробнее смотрите в документе.

Дата вступления в силу – 26.02.2023.

8. Государственный контроль

Подробнее

8.1.       Внесены изменения в перечень видов деятельности в области информационных технологий, при осуществлении которых российские IT-компании могут получить государственную аккредитацию

Постановление Правительства от 22 февраля 2023 г. № 296 «О внесении изменений в Положение о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий»

Изменения касаются критериев организаций, которые могут получить государственную аккредитацию (например, срока, за который анализируются доходы организации).

Также коммерческие организации, доля прямого участия в которых РФ или субъекта РФ составляет более 50%, осуществляющие в качестве подрядчика (исполнителя) деятельность по созданию, развитию, сопровождению и (или) доработке федеральных и (или) региональных информационных систем, вправе получить государственную аккредитацию.

Отказать в государственной аккредитации могут, если организация является бюро кредитных историй, зависимым обществом банка, выполняющим функции финансового агента, оператором связи, оказывающим услуги внутризоновой телефонной связи, междугородной и международной телефонной связи, местной телефонной связи с использованием средств коллективного доступа и др.

Внесены также другие изменения, подробнее смотрите в документе.

Дата вступления в силу – 24.02.2023.

8.2.       Государственной Думой предлагаются различные нововведения в ИТ-сфере, в том числе запрет удаленной работы для ИТ-специалистов, выехавших за пределы РФ после начала СВО

Постановление ГД ФС РФ от 22.02.2023 № 3124-8 ГД «Об информации Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации М.И. Шадаева о ходе цифровой трансформации и обеспечения информационной безопасности Российской Федерации»

Предлагается проработать вопрос о запрете удаленной работы для граждан – ИТ-специалистов, которые выехали за пределы РФ после начала СВО. Это касается работы, которая связана с разработкой, внедрением и администрированием государственных информационных систем, информационных систем объектов критической информационной инфраструктуры, а также с оборотом персональных данных.

Также рекомендовано:

  • обеспечить развитие отечественного программного и аппаратного обеспечения;
  • закрепить компенсацию вреда физическим лицам со стороны операторов персональных данных, допустивших утечку персональных данных;
  • поддерживать и развивать игровой ИТ-индустрии, уделив особое внимание патриотическому и просветительскому контенту;
  • разработать национальный VPN-сервис для доступа к российским ресурсам сети Интернет, заблокированным за пределами РФ;
  • создать единый цифровой сервис учета и бронирования объектов инфраструктуры, находящейся как в государственной, так и в частной собственности.

Определены также и другие рекомендации, подробнее смотрите в тексте документа.

Дата вступления в силу – 22.02.2023.

9. Связь

Подробнее

9.1.       Утверждена информация, которую владелец технологических сетей связи, имеющий номер автономной системы, обязан хранить и предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ

Федеральный закон от 18.03.2023 № 75-ФЗ «О внесении изменений в статью 56.2 Федерального закона «О связи»

Владельцев технологических сетей связи, которые имеют номер автономной системы, обязали обеспечивать помимо прочего:

  • хранение на территории РФ в течение 3 лет с момента окончания соответствующих действий информации о фактах приема, передачи, доставки и/или обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений, а также иной информации о взаимодействии пользователей информационных систем и/или программ для ЭВМ, которые функционируют в технологических сетях связи, и владельцы которых имеют номер автономной системы, и информации об этих пользователях;
  • предоставление уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, информации, указанной и иной информации, необходимой для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.

Состав информации, подлежащей хранению, место и правила ее хранения, порядок ее предоставления уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, будет установлен Правительством РФ.

Дата вступления в силу – 01.09.2023.

9.2.       Утвержден порядок подтверждения Минцифры России целевого назначения технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, которые ввозятся в рамках реализации инвестиционных проектов в области информации и связи

Приказ Минцифры России от 01.08.2022 № 570 «Об утверждении Порядка подтверждения целевого назначения в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, ввозимых для исключительного использования на территории Российской Федерации в рамках реализации инвестиционных проектов в области информации и связи, а также формы подтверждения целевого назначения в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, ввозимых для исключительного использования на территории Российской Федерации в рамках реализации инвестиционных проектов в области информации и связи»

Для получения подтверждения юридическое лицо или ИП направляет заявление в Минцифры. Приказом установлен порядок направления такого заявления, перечень сведений, которые должны быть указаны в заявлении, перечень прилагаемых к нему документов, сроки и порядок рассмотрения заявления Минцифры.

По результатам рассмотрения Минцифры направляет заявителю и в ФТС России подтверждение в течение не более чем 45 рабочих дней со дня регистрации документов в Министерстве или же направляет заявителю мотивированный отказ в выдаче подтверждения.

В выдаче подтверждения может быть отказано по следующим основаниям:

  • отсутствие подтверждения целевого назначения ввозимых товаров;
  • несоответствие ввозимых товаров требованиям законодательства РФ;
  • отсутствие инвестиционного проекта в перечне инвестиционных проектов, формируемых в соответствии с п. 3 Правил предоставления тарифной льготы[1];
  • отсутствие ввозимого товара в реестре товаров для целей реализации инвестиционных;
  • несоответствие представленных документов требованиям Порядка.

Установлена также форма подтверждения целевого назначения ввозимых товаров.

Дата вступления в силу – 20.02.2023.

[1] Правила установлены Постановлением Правительства РФ от 09.05.2022 № 839.

10. Экспериментальные правовые режимы в сфере цифровых инноваций

Подробнее

10.1.       Экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций расширен, дополнено направление «Обработка данных, в том числе персональных данных, и деятельность, связанная с такой обработкой»

Постановление Правительства РФ от 21.02.2023 № 281 «О внесении изменения в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2020 г. № 2149»

Соответствующие изменения внесены в Постановление Правительства РФ от 18.12.2020 № 2149 «Об установлении направлений разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций, по которым может устанавливаться экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций».

Дата вступления в силу – 04.03.2023.

11. Реклама

Подробнее

11.1.       Установлена административная ответственность за препятствование исследованию объема аудитории информационного ресурса

Федеральный закон от 17.02.2023 № 32-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Если владелец информационного ресурса, объем аудитории которого подлежит исследованию, не установит необходимую программу для ЭВМ для исследования объема аудитории или предоставлению данных для такого исследования, он несет административную ответственность в виде штрафа в размере на граждан – от 10 до 30 тысяч рублей; на должностных лиц — от 30 до 100 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 до 500 тысяч рублей.

За повторное нарушение также предусмотрены штрафы: на граждан в размере от 30 до 100 тысяч рублей; на должностных лиц — от 100 до 200 тысяч рублей; на юридических лиц — от 500 тысяч до 1 млн рублей.

Дата вступления в силу – 17.02.2023.

11. Технологии в медицине

Подробнее

12.1.       Минздрав России будет осуществлять методическое сопровождение эксперимента по осуществлению розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения, отпускаемыми по рецепту на лекарственный препарат, дистанционным способом

Постановление Правительства РФ от 26.01.2023 № 93 «О внесении изменений в Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации»

В рамках эксперимента[1] Минздрав России наделено полномочием по осуществлению методического сопровождения эксперимента, включая методическое сопровождение деятельности медицинских организаций и аптечных организаций, участвующих в эксперименте. Ведомство наделено и другими полномочиями, подробнее смотрите в документе.

Дата вступления в силу – 01.03.2023.

Срок действия – 01.03.2026.

12.2.       Внесены изменения в порядок выдачи аптекам разрешений на розничную торговлю лекарственными препаратами дистанционным способом

Постановление Правительства РФ от 18.02.2023 № 272 «О внесении изменений в Правила выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных лекарственных препаратов гражданам»

Выдача разрешения осуществляется Росздравнадзором с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Для получения разрешения аптечная организация направляет заявление о получении разрешения на портале с приложением следующих документов:

  • копий документов, которые подтверждают наличие оборудованных помещений для хранения сформированных заказов;
  • копий документов, которые подтверждают, что у аптечной организации есть своя курьерская служба (или договор с иными лицами, осуществляющими доставку аналогично) с оборудованием, обеспечивающим поддержание необходимого температурного режима для доставки термолабильных лекарственных препаратов;
  • копий документов, которые подтверждают наличие электронной системы платежей или мобильных платежных терминалов, с помощью которых можно оплатить заказ в месте оказания услуги.

Разрешению присваивается регистрационный номер с использованием федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)».

Росздравнадзор формирует и ведет в электронном виде реестр таких разрешений. В реестре автоматически могут быть сформированы выписки в электронной форме с нанесением QR-кода с переходом на страницу реестра в сети Интернет. Получение выписки бесплатное и осуществляется как в территориальном органе Росздравнадзора в бумажном виде, так и в электронном виде с использованием портала.

Дата вступления в силу – 02.03.2023.

12.3.       Установлен порядок проведения эксперимента по осуществлению розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения, отпускаемыми по рецепту на лекарственный препарат, дистанционным способом

Постановление Правительства РФ от 22.02.2023 № 292 «Об утверждении Положения о порядке проведения эксперимента по осуществлению розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения, отпускаемыми по рецепту на лекарственный препарат, дистанционным способом»

Приказ Минздрава России от 01.02.2023 № 36н «Об утверждении перечня лекарственных препаратов и фармакотерапевтических групп лекарственных препаратов, разрешенных к реализации в рамках эксперимента по осуществлению розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения, отпускаемыми по рецепту на лекарственный препарат, дистанционным способом»

Положение также устанавливает требования к медицинским и аптечным организациям – участникам эксперимента, порядок осуществления розничной торговли, требования к доставке лекарственных препаратов гражданам, правила выдачи разрешения на осуществление розничной торговли.

Участие в эксперименте добровольное, медицинские организации для участия должны быть подключены к государственной информационной системе в сфере здравоохранения субъекта РФ или медицинской информационной системе медицинских организаций, которые взаимодействуют с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения.

Участники эксперимента должны обеспечить внесение сведений о назначении лекарственного препарата в систему, присвоение выдаваемым рецептам на лекарственные препараты уникальных номеров и информирование пациентов о таких номерах.

Розничная торговля может осуществляться только препаратами, вошедшими в перечень, утвержденный Минздравом.

Перечень предусматривает следующие разделы:

  1. Перечень международных непатентованных наименований или группировочных наименований лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту;
  2. Код анатомо-терапевтическо-химической классификации (АТХ), наименование фармакотерапевтических групп лекарственных препаратов;
  3. Лекарственные формы.

В перечень вошли глицин, кетопрофен, кофеин, лидокаин, мельдоний, нитроглицерин, тетрациклин, ибупрофен и другие препараты.

Аптечная организация может заключить договор с агрегатором, который предоставит покупателю возможность ознакомиться с товарами в сети Интернет, а также оформить заказ и осуществить предварительную оплату.

Выдача разрешения на участие в эксперименте осуществляется Росздравнадзором посредством размещения на официальном сайте службы в сети Интернет перечня аптечных организаций, которые получили разрешение.

Отказа в выдаче разрешения возможен по следующим основаниям:

  • отсутствие в заявлении о получении разрешения необходимых сведений (установленных рассматриваемым Постановлением Правительства РФ);
  • представление недостоверных сведений;
  • несоответствие аптечной организации установленным требованиям;
  • отсутствие аптечной организации в перечне аптечных организаций.

При приеме заказов работник аптечной организации или владелец агрегатора обязаны:

  • проинформировать покупателя о показаниях к применению приобретаемого им лекарственного препарата, о его розничной цене, о сроке годности, об условиях отпуска, о правилах хранения, о взаимодействии с другими лекарственными препаратами.
  • заключить с покупателем в установленном порядке договор купли-продажи;
  • согласовать с покупателем необходимость представления документов, подтверждающих качество лекарственных препаратов, при доставке заказа;
  • проинформировать покупателя о необходимости предъявить документ, удостоверяющий личность, для идентификации личности этого покупателя и установления соответствия его личности и лица, указанного в рецепте на лекарственный препарат.

Также аптечная организация должна проверять наличие рецепта на лекарственный препарат, который покупатель желает приобрести, и срок его действия. Сделать это можно, обратившись к государственной информационной системе в сфере здравоохранения субъекта РФ или медицинской информационной системе медицинской организации.

Установлены также и другие критерии участия в эксперименте, подробнее смотрите в документе.

Дата вступления в силу – 01.03.2023.

Срок действия – 01.03.2026.

12.4.       Новые регионы привлечены к экспериментальному правовому режиму по сбору и обработке сведений о состоянии здоровья и диагнозов граждан «Персональные медицинские помощники»

Постановление Правительства РФ от 01.03.2023 № 332 «О внесении изменения в пункт 34 Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по направлению медицинской деятельности с применением технологий сбора и обработки сведений о состоянии здоровья и диагнозов граждан в отношении реализации инициативы социально-экономического развития Российской Федерации «Персональные медицинские помощники»

Экспериментальный правовой режим[2] устанавливается также на территориях Иркутской области и Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Дата вступления в силу – 10.03.2023.

[1] Об эксперименте мы писали в п. 10.1 Обзора за IV квартал 2022 года (https://www.kachkin.ru/obzor-izmenenij-rossijskogo-zakonodatelstva-v-it-sfere-za-iv-kvartal-2022-goda/).

[2] Об экспериментальном правовом режиме «Персональные медицинские помощники» мы писали в п. 10.2 Обзора за IV квартал 2022 года (https://www.kachkin.ru/obzor-izmenenij-rossijskogo-zakonodatelstva-v-it-sfere-za-iv-kvartal-2022-goda/).

Скачать PDF

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ