Комментарии в СМИ
«Хороший застройщик в списках не значится»
Софья Соколова, юрист практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры», делает предположения относительно порядка ведения реестра недобросоветных компаний-застройщиков.
Российское правительство заявило о создании реестра недобросовестных застройщиков на базе Министерства регионального развития.
Особенных подробностей документ пока не содержит, но участники рынка уже опасаются необъективности и коррупции.
Справедливости ради
Согласно постановлению, датированному 26 сентября, полномочиями по ведению реестра наделяется Министерство регионального развития. Подписал правительственное постановление от № 850 «О ведении реестра недобросовестных застройщиков» премьер-министр Дмитрий Медведев. А подготовлен документ «во исполнение положений статьи 16.8 Федерального закона от 24 июля 2008 года №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».
Минрегиону предписано в 3-х месячный срок утвердить порядок ведения реестра, а также «требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра».
Идея «черного списка застройщиков» не нова. Однако ранее она тревожила Петербург скорее на региональном уровне. Сначала ходили слухи о том, что документ создан еще во время губернаторства Валентины Матвиенко (однако эксперты список не видели, а в Смольном сообщали, что он якобы для закрытого пользования), затем попытку предпринимал комитет по строительству. Однако качество строительства это не улучшило, как и не ускорило сроки сдачи жилых домов в эксплуатацию.
Нынешний законопроект пока содержит весьма скупую информацию о том, кого следует отнести к категории «недобросовестных застройщиков». Так, исходя из текста постановления, основание для включения в список могут служить два фактора: застройщик либо отказался от заключения договора с Фондом содействия развитию жилищного строительства, либо нарушил существенные условия договора с ведомством. Каких-либо уточняющих критериев ни сам закон, ни постановление правительства не содержит.
— Возможно, полный список оснований, по которому застройщик будет включаться в указанный реестр, будет содержать порядок ведения реестра, подготовленный Минрегионом, — предполагает Софья Соколова, юрист практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры». — Но пока делать предположения, какими же они будут, достаточно сложно.
Александр Завьялов, генеральный директор ГК AAG считает, что для начала стоит разобраться с терминологией. По его мнению, застройщик — это лицо, которому принадлежит земельный участок на праве собственности или аренды, где он осуществляет строительство, и от чьего имени с формальной точки зрения ведется взаимодействие с покупателями. С этой точки зрения, недобросовестный застройщик — это организация, которая проявила себя как недобросовестная или иными словами создала реальную проблему для покупателей (дольщиков), причем сделала это намерено.
— Такая организация вряд ли будет стремиться к созданию бренда и его продвижению в новых проектах, и совершенно запросто сможет повторить свои недобросовестные действия, сменив собственника в текущем или новом проекте, — уверен Завьялов. — Таким образом, в этом реестре окажутся более или менее добросовестные застройщики, допустившие частные нарушения и не стремящиеся к их повторению. Либо это действительно станет орудием в конкурентной борьбе. Никакой реальной пользы по защите интересов дольщиков в данном реестре нет.
Объективность списка, пожалуй, главный вопрос, который тревожит экспертов. Юристы призывают не забывать, что проработка того или иного критерия должна учитывать внутреннюю экономическую ситуацию в компаниях-застройщиках и учитывать возможные проблемы при строительстве каждого конкретного объекта. Для того, чтобы эти немаловажные факторы соблюдать, нужен огромный штат экспертов, регулярно анализирующих деятельность всех петербургских компаний.
— На сегодня существует достаточно серьезная проблема для ведения подобного реестра, поскольку такой список не может нести объективную информацию о застройщиках, — подчеркивает Софья Соколова.
Подводные камни и острые углы
Еще один вопрос, который возник в ходе обсуждения — что именно будет учитывать данный реестр, ведь компания может быть недобросовестной перед городом, а может — перед населением.
— Даже отсутствие разрешительной документации на 100% не свидетельствует о том, что компания является недобросовестной, поскольку бывают ситуации, в которых девелопер вынужден приступить к строительным работам даже при отсутствии документов, — приводит пример заместитель директора АН «Бекар» Леонид Сандалов. — На мой взгляд, введение данного реестра может породить коррупцию, а также противозаконные действия по отношению к добросовестным компаниям.
Почвой для коррупции может стать и то обстоятельство, что включение в список можно использовать в целях рекламы для реализации первичного жилья. Или желание опорочить конкурента.
Рекомендации Минрегиону, которые успели прозвучать — это сотрудничество с СРО, постоянная корректировка реестра и внимании к обстоятельствам, породившим задержки в строительстве.
Впрочем, есть мнения, что ведомству стоило построить свою политику в отношении долевого строительства совсем иначе. Александр Завьялов считает, что, во-первых, надо позаботиться об искоренении в долевом строительстве любых прочих механизмов привлечения денежных средств граждан за исключением ФЗ 214.
— Но, видимо такой воли нет или лобби не заинтересованных в этом лиц слишком велико, — добавляет эксперт.
А во-вторых, можно было бы создать объективный ситуационный центр, в который мог бы обратиться любой желающий с целью получения заключения по конкретному объекту.
— Но, к сожалению, в условиях нашей действительности вероятность того, что будет дана объективная оценка, ничтожна, — делает неутешительный вывод девелопер.
Вопросов в отношении нового законопроекта пока больше чем ответов. И один из них – какими будут реальные последствия для тех, кто попадет в черный список?
Валерия Битюцкая
Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям