Комментарии в СМИ

Ирина Митина, старший юрист практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры», отмечает нововведения федерального закона о контрактной системе для рынка госзакупок.

С 1 января на рынке госзакупок заработают новые правила. OK-inform разбирался, что теперь ожидает рынок.

В теории — инструментарий для выбора исполнителя должен расшириться, а демпинг, наоборот – сойти к минимуму. Или вовсе исчезнуть. Что получится на практике – вопрос открытый. Бизнесмены и эксперты поделились надеждами и опасениями в отношении нового 44-ФЗ.

Новые правила, новые игроки

Закон о госзакупках (94-ФЗ), который завершает свое действие, и на смену которому подготовлен новый документ, не раз критиковался бизнес-сообществом. Новый закон, идущий ему на смену (44-ФЗ) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», или просто закон о контрактной системе, может похвастать сразу несколькими положительными отличиями, считают разработчики и сторонники документа.

Для начала следует отметить неограниченный доступ к информации о контрактах и конкурсах. В 94-ФЗ некоторые сведения были закрыты, так как подпадали под действие закона о коммерческой тайне. Новый закон предусматривает публикацию существенных действий заказчика — обоснования цены контракта, закупки и прочего.

В игру активно вовлекают малый и средний бизнес. Между ними должны распределяться не менее 15% всех закупок. Запланировано и появление института общественного контроля за госзакупками, а также института контрактной службы заказчика. Последнее ведомство, уполномоченное федеральным центром, будет создавать в регионе структурное подразделение. Его служащие будут заниматься подготовкой конкурсной документации. Еще летом, когда закон только обсуждался, участники рынка отмечали, что это серьезная работа, потому как федеральная система предусматривает несколько форм проведения аукционов и конкурсов.

Новым законом вводится и персональная ответственность заказчиков и сотрудников контрактной службы, а цикл покупки должен стать максимально прозрачным. И если раньше понять, по чьей вине к конкурсу допущено несколько компаний, было довольно сложно, то теперь отследить процесс смогут на любом этапе, начиная с планирования закупки. А благодаря требованиям к размещению и опубликованию информации, общедоступными станут не только результаты конкурса, но и результат исполнения контрактов. Во всяком случае, верить в это очень хочется. Особенно тем, кому придется в этих торгах участвовать.

— Закон нужный и своевременный, — считает Игорь Данилюк, директор по внешним связям «Единая Строительная Тендерная Площадка СРО». — Особенно для строительной отрасли.

Правда, эксперт тут же добавляет, что, документ, еще не совсем готов к применению на практике.

— Но уже сейчас мы ожидаем, что это будет серьезный прорыв и в том, что касается разнообразия сделок, и, конечно, в их качестве, — оптимистично настроен представитель «ЕСТП СРО». — Основное преимущество 44-ФЗ — это другой уровень возможностей, которые он дает: если раньше мы довольствовались небольшим количеством критериев в конкурсах, то сейчас это и запрос котировок, и возможность открытого и закрытого конкурса, анализ, предподготовка, то есть, более широкая гамма легитимных возможностей, которые позволят в сложных ситуациях варьировать инструмент. Если говорить в частности о строительной отрасли, основные положительные изменения касаются размещения по аукционам, что всегда было проблематично из-за невозможности отсеять тех, кто занимается демпингом. Теперь для заказчика будет введена так называемая «ценовая планка» для входа на аукцион, и если сумма заказа контракта больше этой планки, то нужно будет использовать другой инструмент выбора подрядчика.

Ценные советы

Антидемпинговые меры, действительно, прописаны в новом законе особо внимательно. Так, например, если начальная (максимальная) цена контракта более 15 млн рублей, а участник заявляет о цене на 25% ниже начальной, он должен предоставить обеспечение предоставления контракта, которое будет в полтора раза больше указанного в документации. Если же предметом контракта стали товары, «необходимые для нормального жизнеобеспечения», то есть продовольствие, топливо и медицинские средства, то участник, предлагающий подозрительно низкую цену, а именно все те же минус 25% и более, должен будет обосновать предлагаемую цену контракта. Проще говоря, он должен будет доказать, что он может поставить товар именно по той стоимости, которую заявил. В качестве примера такого «доказательства» в тексте закона приводят гарантийное письмо от производителя или непосредственное наличие товара у участника.

Цены вообще всегда являются больным местом, а в законе, связанном с обеспечением государственных контрактов, и подавно, поэтому тонкостей в деле немало. Например, в новом документе есть ряд правил, направленных на ужесточение отношений с поставщиками.

— По 94-ФЗ госконтракт содержит норму о неустойке за просрочку исполнения, но взыскивать ее или нет решает заказчик, а по 44-ФЗ заказчик обязан направить исполнителю требование о выплате штрафа или пени при наличии нарушений, — поясняет Ирина Митина, старший юрист практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры». — Согласно действующему нормативному акту, критерии оценки заявок установлены только для конкурсов, тогда как новый закон требует, чтобы как минимум два критерия, один из которых — цена, применялись при всех видах закупок. Что касается цены, то сейчас правила ее формирования в законодательстве не установлены. Следовательно, положения 44-ФЗ направлены на снижение риска произвола со стороны заказчиков. Требования к цене не являются жесткими, например, нет минимальных или максимальных цен, но при необходимости их нарушение можно оспорить. Так, основным способом является сопоставление рыночных цен на аналогичные товары. Если стоимость существенно выше — это нарушение закона о конкуренции.

Надо еще подумать…

Еще одно нововведение — мониторинг закупок, их обоснованности и соответствия планам-графикам. Разработчики видят воплощение идеи в создании общественного совета по контролю за государственными закупками, этот орган будет наделен конкретными полномочиями, вплоть до включения членов совета в конкурсные комиссии заказчиков. Так как именно планирование на долгосрочную перспективу стало одним из принципиальных отличий нового документа, закон о контрактной системе позволит создавать реестр перспективных заказов с возможным планом закупок на годы вперед.

Правда, здесь следует оговориться, что при долгосрочном планировании могут возникнуть сложности с реальной ценой товара или услуги, которые надо будет предоставить в будущем, а их стоимость рассчитать сейчас. Впрочем, это не единственный вопрос, который возникает при прочтении документа.

— Тот закон о госзакупках, который вышел, еще очень слабый, — считает Леонид Аронов, вице-президент Санкт-Петербургского Союза предпринимателей. — Мы встречались с представителями комитета по госзаказу, и они четко дали нам понять, что все будет зависеть от того, какие подзаконные акты и инструкции будут выпущены для этого закона. Но пока мы не видели никаких дополнений или изменяющих положений, которые бы добавили конкретики, потому что в самом законе слишком много общих слов.

Эксперт приводит пример: в документе, кроме всего прочего, прописано, что выдавать банковские гарантии будет ограниченное количество банков. С одной стороны, дело благое, с другой, ограничение списка банков означает, что цены вырастут, и с получением гарантии будут проблемы, что особенно ударит по малому бизнесу.

— Получить гарантии в больших банках сложно, нужно огромное количество документов, — говорит эксперт. — А раз сложно получить гарантии, значит, и участие в конкурсе усложняется. Что касается антидемпинговой составляющей, я пока не вижу, как закон может повлиять на ситуацию с нечестными участниками торгов: санкции для тех, кто демпингует, весьма скромные.

Господин Аронов также добавляет, что редакции документа, которые обсуждались раньше, были значительно лучше той, которую приняли в итоге.

— Закон нуждается в улучшении и с точки зрения защиты интересов инновационных компаний, и с точки зрения улучшения ситуации с конкуренцией, а пока ничего интересного или особенного он из себя не представляет, — делает неутешительный вывод он.

Впрочем, отчаиваться рано. Документ еще дорабатывается и в новом году его усовершенствование продолжат. И, может быть, к одному из следующих праздников рынок получит в подарок прекрасную и отлаженную систему, как швейцарские часы, скажем, или, полные тонкостей и премудростей, но безотказно работающие, механизмы дядюшки Дроссельмейера.

Валерия Битюцкая

 

Ссылка на источник

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ