Комментарии в СМИ

«Потребительский экстремизм: окно возможностей сократилось, но не закрылось»

Валерия Дозорова, юрист практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и Партнеры» комментирует материал о потребительском экстремизме.

Несколько лет назад законодатели сильно ограничили возможности для потребительского экстремизма в сфере жилищного строительства. Однако покупатели всё еще могут предъявлять претензии к качеству квартир. Юристы и участники строительного рынка рассказали, на что чаще всего жалуются клиенты.

Сегодня суды Петербурга рассматривают немало дел о взыскании штрафов с застройщиков в пользу покупателей квартир за срыв сроков ввода объектов в строй. Размер штрафов рассчитывается, исходя из общей цены договора, количества дней просрочки и законодательно установленной ставки неустойки. Второй вид наиболее распространенных жалоб — это претензии к качеству переданных объектов. И тут обычно покупатели жилья через суд требуют от застройщика самостоятельно устранить недочеты или вернуть им деньги, которые они потратили на ликвидацию недочетов.

Валерия Дозорова, юрист практики по недвижимости и инвестициям адвокатского бюро «Качкин и партнеры»:

— Несколько лет назад тема потребительского экстремизма дольщиков неоднократно поднималась по большей части самими застройщиками из-за многочисленных исков и претензий со стороны покупателей. В каких-то случаях речь действительно шла о намеренных злоупотреблениях, направленных на получение больших штрафов в рамках Закона «О защите прав потребителей».

Но с 2022 года законодатель принимал различные временные меры, направленные на поддержку строительной отрасли в условиях санкций, в том числе устанавливался и неоднократно продлевался мораторий на применение ряда неустоек и штрафов. В 2025 году продолжают действовать и особенности передачи квартир: отказаться от приемки можно только при существенных недостатках.

Также, согласно недавним поправкам, к отношениям с дольщиками больше не применяется Закон «О защите прав потребителей», уменьшен размер ответственности застройщиков, в том числе сокращены минимальные гарантийные сроки.

В связи с этим возможностей для потребительского экстремизма с недавних пор стало существенно меньше, однако новые положения закона не сводят их полностью на нет. Всё так же дольщики вправе предъявлять претензии к качеству переданной квартиры, к сроку передачи, заявлять сопутствующие этому требования и расходы. И тут полностью предупредить недобросовестность и злоупотребление в целом не представляется возможным, тем более что дольщик всё еще остается «слабой» стороной в отношениях с застройщиком.

При этом если речь идет о качестве или о существенности недостатков, то это во многом оценочная категория, что также частично может обусловливать возможные завышенные и необоснованные требования покупателей.

Екатерина Фомичева

Материал опубликован на сайте «Новый проспект» 10.04.2025

 

Дмитрий Некрестьянов

Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям

Cкачать VCARD
Валерия Дозорова

Адвокат
Юрист практики по недвижимости и инвестициям

Cкачать VCARD
Дмитрий Некрестьянов

Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям

Cкачать VCARD
Валерия Дозорова

Адвокат
Юрист практики по недвижимости и инвестициям

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ