Комментарии в СМИ
«Работники петербургского завода GM заявили о начале коллективного трудового спора»
Ольга Дученко, юрист корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры», рассказала про основные этапы трудовых споров.
Работники завода General Motors в Петербурге, осенью прошлого года не добившиеся от руководства предприятия пересмотра графика работы, решили предпринять новую попытку отстоять свои права. Теперь профсоюз требует повысить в два раза оплату ночных смен и изменить систему учета рабочего времени. О забастовках пока речи не идет, говорят представители коллектива, однако трудовой спор можно уже считать начатым. В руководстве петербургской GM заверяют, что предприятие работает в штатном режиме и никаких проблем нет.
Требования профсоюза завода GM в Петербурге, подписанные половиной от общего числа сотрудников завода (всего на предприятии работают около 2,5 тыс. человек), были переданы руководству 19 марта, рассказал РБК daily председатель профкома Петр Леткеман. Среди требований — индексация заработной платы за 2010 и 2011 годы (на 8,8 и 6,1%), повышение доплат за ночные смены с 20 до 40% от оклада, как это установлено на всех других автопредприятиях региона, пересмотр системы учета рабочего времени. Кроме того, по его словам, коллектив продолжает настаивать на изменении графика (сейчас продолжительность смены 10 часов вместо 8,5 часа днем и 7,5 часа ночью).
Руководство завода, как сообщил Петр Леткеман, в установленный законом двухдневный срок направило коллективу ответы на требования, однако они не устроили профсоюз. Таким образом, заявляет Петр Леткеман, можно говорить о начале на предприятии коллективного трудового спора. Однако профсоюз пока не собирается предпринимать каких-либо решительных действий и проводить забастовки, говорит он. Осенью прошлого года на GM были проведены две предварительные забастовки, но коллективу не удалось добиться отмены нового рабочего графика. В пресс-службе «Джи Эм Авто» РБК daily сообщили, что «повода для коллективного трудового спора на предприятии нет, работа идет в обычном режиме».
В нынешней ситуации на GM действительно можно говорить о начале коллективного трудового спора, поясняет юрист корпоративной и арбитражной практики юридической компании «Качкин и партнеры» Ольга Дученко. Главным этапом разрешения спора, по словам юриста, является рассмотрение его примирительной комиссией и/или в трудовом арбитраже. «Все требования профсоюза вряд ли будут выполнены, но, как показывает практика взаимоотношений рабочих и руководства иностранных компаний в России, частично удовлетворения своих требований работники, как правило, добиваются», — считает генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин. Впрочем, близкий к ситуации источник РБК daily полагает, что в итоге нынешняя активность профсоюза GM также может закончиться ничем, как это было осенью прошлого года.
Как сообщалось ранее, в 2012 году GM планирует увеличить выпуск автомобилей на заводе в Петербурге до 85—86 тыс. штук. По словам Михаила Чаплыгина, в 2011 году GM реализовала в России около 60 тыс. авто, собранных на этом заводе.
Ирина Лапеченкова
Адвокат
Руководитель практик:
• Трудовое право
• Разрешение споров в сфере закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ