Комментарии в СМИ

Издание публикует краткую суть доклада Дениса Качкина, управляющего партнера «Качкин и Партнеры», в рамках научно-практической конференции «Государственно-частное партнерство: развитие и оценка качества и эффективности проектов».

В Санкт-Петербургском государственном экономическом университете состоялась научно-практическая конференция «Государственно-частное партнерство: развитие и оценка качества и эффективности проектов».

Говоря о законодательстве в области ГЧП, необходимо вспомнить принятый 13 июля 2015 года закон № 224-ФЗ. Он открыл принципиально новые возможности, значительно облегчил работу с регионами, устранил имеющиеся противоречия в правовой базе. Тем не менее хочется вернуться немного назад и вспомнить, как все это начиналось. 21 июля 2005 года был принят закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Появившийся инструмент был новым и непонятным, что было обусловлено тем, что документ писался не юристами, а экономистами и потом имплементировался в базовую систему. Это создавало определенные сложности, связанные с его правоприменением. Что произошло дальше? Один из наиболее активных регионов, Санкт-Петербург, создал собственную инвестиционную программу и начал ее реализовывать с помощью нового инвестиционного инструмента — принятого закона «Об участии Санкт-Петербурга в ГЧП». Этот документ стал активно использоваться и неоднократно корректировался под конкретные проекты, включая Пулково. Многие регионы бросились копировать документ, но не в части подготовки проектов, а в части подготовки законопроектов, что привело к появлению большого количества неудачных документов. Госдума пыталась этот процесс урегулировать и в 2009 году приняла модельный закон о ГЧП, который регионы почему-то не стремились копировать, так как занимались собственным нормотворчеством. Этот процесс взялось упорядочить минрегионразвития. В 2011 году была создана рабочая группа, которая и начала разработку нового законопроекта, прошедшего в 2013 году первое чтение. Его концепция сильно отличалась от того, что мы получили в итоге. Первоначально предполагалось, что это будет рамочный инструмент, который охватит всю территорию страны и позволит реализовывать политику ГЧП так, как регионы захотят сами. Он был принят в 2012 году и фактически сразу отложен на полку, потому что в это время шло активное реформирование концессионного законодательства — закона № 115-ФЗ. В какой-то момент даже появилось мнение, что отдельный закон о ГЧП уже не нужен. Но случился декабрь 2014 года, резко изменилась экономическая ситуация, что привело к скорейшему принятию закона № 224-ФЗ, который создавался с активным привлечением экспертного сообщества. Теперь в течение 2016 года аналогичный процесс — по подготовке документов для успешной реализации проектов ГЧП — должен пройти в регионах. До 1 июля этого года региональное законодательство будет приведено в соответствие с федеральным.

Какие проекты могут реализовываться по закону № 224-ФЗ и чем этот документ отличается от закона № 115-ФЗ? Разницу кратко можно описать несколькими тезисами. Законы очень похожи, но разница касается института собственности. По закону № 115-ФЗ собственность всегда публична, по закону № 224-ФЗ собственность всегда частная. Второе значительное отличие документов в том, что по закону № 224-ФЗ можно не осуществлять целевую эксплуатацию объектов. В этой связи мы видим большой потенциал закона № 224-ФЗ в отношении строительства и эксплуатации объектов образования, здравоохранения и социальной сферы. Также очень важно, что в законе № 224-ФЗ впервые появился институт оценки эффективности проектов. Все это в совокупности открывает новые возможности по реализации проектов ГЧП.

Материал опубликован в «Российской газете» № 95 (6963) от 05.05.2016

 

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ