Комментарии в СМИ

О том, как работает концессия в транспортной сфере и какие перспективы у такого вида финансирования рассказал Денис Качкин, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП «Адвокатское бюро «Качкин и партнеры» на международном форуме «Транспортный потенциал», который прошел в Петербурге.

«Модель концессии очень привлекательна, – сказал он. – И аппетит у рынка концессии есть. Если еще два года назад о концессии и государственно-частном партнерстве (ГЧП) говорили в узком кругу, то сейчас об этом говорят активно. Полтора года назад президент озвучил такое понятие как инфраструктурная ипотека, чем, конечно, поставил в тупик весь рынок. В течение полутора лет мы пытаемся понять, что он имел в виду. Надо сказать, что многое в этот инструмент очень аккуратно упаковывается. Получается веерное понятие, куда входит и концессия, и ГЧП.

Д. Качкин отметил, что концессия как инструмент долгосрочного финансирования применяется очень активно в дорожной сфере, ЖКХ, здравоохранения и все уверенней входит в транспортную сферу. В этой отрасли есть перспективы для роста и для привлечения инвестиций очень много. Правда, бизнес должен быть готов к таким долгосрочным инвестициям.

«Сегодня активно вовлекаются в концессионный оборот автомобильные дороги, участки дорог и элементы благоустройства этих дорог. Прежде всего это касается платных дорог, – сказал Д. Качкин. – Весогабарит сейчас тоже пойдет по концессионной модели. Эта инициатива уже обсуждается в правительстве. Также речь идет о портовой инфраструктуре – так или иначе эти объекты вовлекаются в концессионную схему. Это будущие тренды концессионного рынка. Если говорить о портовой инфраструктуре, то реально сегодня доведен до заключения соглашения только один проект – это угольный терминал Лавна в Мурманском транспортном узле. Есть еще несколько проектов в разных стадиях, но как частные инициативы».

«Если взять аэропорты, – продолжил Д. Качкин, – из действующих аэропортов, запущенных по модели ГЧП, только аэропорт Пулково сегодня. Все три аэропорта московского авиационного узла планируется отдать в концессию – Шереметьево, Внуково, Домодедово. Они активно готовятся к тому, чтобы стать концессионными проектами. Плюс есть региональные аэропорты, которые тоже могут стать концессионными, например, Новый Уренгой».

«За последние несколько лет в концессию и ГЧП пошли объекты железнодорожной отрасли. Они сложные, было сложно их структурировать. Они капиталоемкие, понятно, что нуждаются в частных инвестициях», – продолжил Д. Качкин.

Также он затронул проект по морским и речным судам. «Проект был анонсирован еще в 2016 году, было распоряжение правительства, по которому было принято решение передать в концессию паромную переправу Усть-Луга – Балтийск. Рассматривали запуск этой паромной переправы, должны были построить три парома. Но проанализировали, посмотрели и не нашли достаточной грузовой базы», – рассказал Д. Качкин.

Концессионная модель рассматривается в том числе и для строительства новых дорогостоящих ледокольных судов. «Последнее, что я слышал, – ледокол «Лидер», которых нужно три, стоимость каждого из них составляет 99 млрд рублей», – отметил он.

Материал опубликован на сайте информационно-аналитического агентства SeaNews 22.10.2018

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ