Блог
Сфера регулирования: пассажирский транспорт
Допустимость передачи полномочий в сфере организации транспортного обслуживания населения на региональный уровень
Актуальность проблемы
В связи тем что капиталоемкие проекты реновации муниципального транспорта (прежде всего трамвайного) ложатся тяжелым бременем на местные бюджеты, все более актуален вопрос передачи соответствующих полномочий на уровень региона. Эта проблема становится также серьезным препятствием в реализации концессионных проектов, поскольку основные банки, профессионально участвующие в проектах ГЧП, не готовы финансировать муниципальные концессии.
Исследуемый вопрос
Возможность передачи органам государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления по организации транспортного обслуживания населения, в том числе по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.
Краткие выводы:
- По общему правилу организация транспортного обслуживания населения относится к вопросам местного значения
- Законодательством допускается частичная передача полномочий в сфере организации транспортного обслуживания населения с муниципального на региональный уровень в случаях, установленных федеральными законами
- Отраслевым законодательством в сфере организации регулярных перевозок допускается такая передача, однако перечень передаваемых полномочий ограничен и не включает в себя вопросы создания новых и реконструкции действующих объектов транспортной инфраструктуры
Обоснование
К вопросам местного значения городского поселения, муниципального района, муниципального, городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах их территорий[1].
Понятие «организация», используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг[2]. Организация транспортного обслуживания населения, в частности, может быть обеспечена путем создания новых или реконструкции существующих объектов транспортной инфраструктуры.
При этом законодательство исходит из конституционного принципа невмешательства в деятельность органов местного самоуправления, согласно которому вопросы местного значения решаются ими самостоятельно[3].
По общему правилу полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения устанавливаются Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении), отраслевыми федеральными законами, уставами муниципальных образований.
Одновременно допускается возможность перераспределения законами субъекта Российской Федерации полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации (далее – перераспределение полномочий) в случаях, установленных отраслевыми федеральными законами[4].
Отраслевым Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о перевозках) определены полномочия органов местного самоуправления по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.
Данные полномочия являются регуляторными и непосредственно направлены на организацию перевозок, например, органы местного самоуправления согласно данному Закону устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, заключают муниципальные контракты о выполнении работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, ведут реестр муниципальных маршрутов. Закон о перевозках (ч. 5 ст. 2) допускает возможность передачи указанных полномочий на уровень региона. При этом в состав полномочий органов местного самоуправления не включены иные полномочия по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации его транспортного обслуживания, в том числе полномочия по созданию и поддержанию в надлежащем состоянии транспортной инфраструктуры.
Возможность перераспределения иных полномочий органов местного самоуправления в сфере организации транспортного обслуживания населения другими федеральными законами не предусмотрена.
Именно в этой логике был принят достаточно свежий акт о перераспределении полномочий в транспортной сфере в Тверской области. Региональным законом от 23 июля 2019 года № 45-ЗО «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Твери и Тверской области» все полномочия органов местного самоуправления по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом перераспределены в пользу региональных властей. В то же время иные полномочия касающиеся организации транспортного обслуживания населения, в том числе полномочия по организации создания новых и реконструкции существующих объектов транспортной инфраструктуры, указанным законом не перераспределяются. Данные полномочия по-прежнему остаются за органами местного самоуправления.
В этой связи также представляет интерес подход законодателя к возможности перераспределения полномочий органов местного самоуправления в других инфраструктурных отраслях.
Так, в частности, к вопросам местного значения городского округа относятся вопросы организации тепло-, водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации[5].
При этом к полномочиям органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона о водоснабжении и водоотведении прямо отнесена организация водоснабжения населения. Аналогично к полномочиям органов местного самоуправления согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона о теплоснабжении отнесена организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей. Указанные полномочия могут быть полностью перераспределены в пользу органов государственной власти субъекта Российской Федерации[6].
[1] п. 7 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 15, п. 7 ч. 1 ст. 16 Закона о местном самоуправлении
[2] Определение Конституционного Суда РФ от 09.11.2017 № 2516-О
[3] ст. 12 Конституции РФ, пп. з) п. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; ст. 2 Закона о местном самоуправлении
[4] п. 6.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ч. 1.2 ст. 17 Закона о местном самоуправлении
[5] п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона о местном самоуправлении
[6] ст. 6.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. 6.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF