Комментарии в СМИ

«Смольный поменял подходы к согласованию архитектурно-градостроительного облика объектов капстроительства»

В Санкт-Петербурге изменилось регулирование вопросов согласования архитектурно-градостроительного облика – подробнее о законодательных нововведениях рассуждают эксперты практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры» Дмитрий Некрестьянов и Людмила Степанова.

Поправки в закон Петербурга о градостроительной деятельности, меняющие схему согласования архитектурно-градостроительного облика капитальных зданий, вступит в силу 18 июня. Документ расширил перечень причин для отказа в согласовании в жилищном строительстве, необходимым согласование для нежилых объектов, а также усилил роль КГА, указывают эксперты практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры» Дмитрий Некрестьянов и Людмила Степанова.

Закон Санкт-Петербурга от 22.05.2019 № 263-60 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» и Закон Санкт-Петербурга «О порядке предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика в сфере жилищного строительства» опубликован 7 июня и вступает в силу через десять дней после публикации.

Отныне застройщики обязаны согласовывать архитектурно-градостроительный облик не только жилых зданий, но также нежилых. Однако юристы полагают: чтобы норма заработала, необходимо и дальше менять региональное законодательство. В частности, положение о КГА, который по факту имеет право согласовывать облик только жилых объектов.

Одновременно расширен перечень оснований для жилых объектов: теперь согласование архитектурного облика зависит от того, предусмотрено ли новое строительство проектом планировки территории.

Юристы подчеркивают: проверка соответствия проектной документации проекту планировки территории и проекту межевания территории (ППТиПМ) в рамках процедуры согласования архитектурно-градостроительного облика вообще не связанные вещи – планировка никак не может соотноситься с внешним обликом здания.

Кроме того, появление этого пункта влечет за собой не предусмотренное законодательством перераспределение полномочий. Согласно Градкодексу, проверки, касающиеся градрегламентов, относятся к полномочиям Госстройнадзора. Новая редакция делит их между Госстройнадзором и КГА.

Застройщик может получить отказ, если документация по планировке не предусматривает характеристики планируемого развития участка, а только фиксирует фактическое использование участка на момент утверждения ППТ. По мнению экспертов, такой подход неверен, поскольку в соответствии с положениями Градкодекса обязательное утверждение документации по планировке требуется только в прямо предусмотренных ГрК РФ случаях (например, если необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд). В иных случаях отсутствие утвержденной документации по планировке территории / отсутствие в ней характеристик планируемого развития не должно быть препятствием для получения градостроительного плана участка, разрешения на строительство и, соответственно, решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика. Однако застройщикам необходимо учитывать риск иного подхода государственных органов и судов.

Стоит напомнить, что в 2017 году Верховный суд обязал КГА выдавать застройщикам градпланы до согласования облика зданий.

Елена Комарова

Материал опубликован на сайте газеты «Строительный Еженедельник» 14.06.2019

ПОДЕЛИТЬСЯ

Дмитрий Некрестьянов

Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ