Комментарии в СМИ

«Реклама на Невском проспекте — убрать или нет?»

Дмитрий Некрестьянов, партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры», дал комментарий для программы «События недели» телеканала «Вести – Санкт-Петербург» по вопросу превышения Комитетом по градостроительству и архитектуре своих полномочий в рамках принятого им архитектурно-художественного регламента Невского проспекта.

Нужны ли центру Петербурга особые правила оформления рекламных вывесок и летних кафе? Верховный суд встал на сторону городского бизнеса и признал справедливой отмену регламента главной петербургской магистрали. Документ действовал с 2010 года. Фактически, его авторы давали указания – какого цвета должен быть фасад, двери, какой площади рекламные конструкции. Теперь обязательного единообразия не будет. Что это значит? Что каждый будет на свой вкус оформлять фасады Невского? История повторяется просто удивительным образом. В 1913 году самое знаменитое массовое издание города – «Петербургская газета» — писала следующее: «В настоящее время в Петербурге нет улиц, не обезображенных вывесками. На одном и том же здании прилепляют режущие по своей противоположности отделки: стиль Людовика XVI рядом с кокошниками, мрамор в духе Ренессанса рядом с голландской отделкой». Как видим, через 100 лет ничего не изменилось. Можно ли и нужно ли приводить центр города к общему стандарту?

Реклама на Невском проспекте – кто-то считает ее язвами на лице имперской столицы, кто-то – почти украшением. Вывески должны подчеркивать динамику жизни современного мегаполиса — утверждают одни, рекламе не место среди шедевров архитектуры — возмущаются другие.

Юлия Минутина, координатор движения «Живой город»: «Когда встречаются наследие и бизнес, бизнесу нужно немножко сбавить обороты».

Алексей Лепорк, культуролог, историк архитектуры: «Все стало ярче, по сравнению с началом XX века. Люди стали значительно более ярко одеты, по сравнению с началом XX века. Дома, между прочим, неизмеримо более ярко покрашены».

В этом споре когда-то должна родиться истина, но пока центральная улица – это незримое поле битвы между сторонниками рыночного либерализма и поборниками рафинированных архитектурных образов.

Александр Кононов, заместитель председателя петербургского отделения ВООПИК: «На углу Невского проспекта и Мойки стоит огромный экран. Понятно, что это доход, но таких конструкций в зоне Невского проспекта не должно существовать».

Градозащитники и либералы спорят не только о размерах и яркости, но и о стилистике вывесок. Например, насколько восточные рестораны соответствуют архитектуре петербургского классицизма. Это вопрос не одной только эстетики.

Алексей Лепорк, культуролог, историк архитектуры: «Когда я вижу на строгом, классическом доме «Узбекская кухня», я радуюсь. Я думаю только о том, что она создает значительно более терпимое общество, потому что она выглядит так же ярко, как мечеть. Мечеть в панораме Невы разве Вам не бросается в глаза? Разве она не сияет? Разве ее изразцы не выбиваются из всего? Они выбиваются точно так же, как золото шпиля Петропавловского собора».

Уникальный случай – в Петербурге перестал действовать архитектурно-художественный регламент. Документ, который долгое время считался общепринятым кодексом поведения, стал простой бумажкой. Именно здесь, на этом месте произошел конфликт между предпринимателями и чиновниками. Коммерсанты хотели устроить уличное кафе, им запретили это сделать, они обратились в суд и выиграли дело.

Дмитрий Некрестьянов, представитель интересов предпринимателей: «Комитеты созданы со специальной компетенцией. Если им не дали компетенцию регулировать эти вопросы, они этого делать не могут. Формально, у КГА есть возможность принимать архитектурно-художественный регламент, но она ограничена вопросами благоустройства».

КГА подал апелляцию в Верховный суд России, но и там проиграл спор с предпринимателями. Встречаться с журналистами нашей программы чиновники отказались, зато прислали разъяснение.

Олег Рыбин, главный архитектор Санкт-Петербурга: «Комитет по градостроительству и архитектуре в настоящее время осуществляет деятельность по приведению в соответствие с действующим федеральным и региональным законодательствами , в том числе, регламент Невского проспекта».

На подходе новый регламент. Документ наверняка вызовет и новые споры, ведь налицо явный конфликт интересов. Если не знаешь, как поступить сейчас, нужно посмотреть, а как решалась проблема раньше. С петровских времен до середины XIX века Невский проспект в смысле рекламы и вывесок был почти стерилен. В советские времена – тоже. Зато в эпоху развитого капитализма все было иначе. Вывески доходили до четвертого и даже пятого этажей. Ремесленники и торговцы ходили по улицам и толпились прямо перед Гостиным двором.

Александр Богданов, экскурсовод: «Сейчас бы сказали – полное безобразие вообще. А лоточная торговля заманивала в магазины, и вокруг них идет жизнь, а сейчас – мертвая зона».

Небольшие информационные вывески, которые указывают, где есть токарь, пекарь и аптекарь, считают защитники малого бизнеса, вообще не должны попадать в сферу принятия решений чиновников.

Александр Богданов, экскурсовод: «Право человека производить, рекламировать себя, продавать и так далее – это основное право человека. Пока ты эффективен, ты живешь, а иначе ты на социалке, полуживой, гуманитарная помощь…А вокруг памятники и лицемеры, которые не тебя охраняют, а эти памятники».

Даже дворяне екатерининских времен, тех самых, когда создавалось большинство памятников Петербурга, не стыдились замарать репутацию торговлей. Граф Апраксин, построивший театр на берегу Фонтанки – сейчас это знаменитый БДТ – и вовсе разместил в нем торговые лавки.

Ирина Шимбаревич, заместитель художественного руководителя по общественно-просветительской и исследовательской деятельности БДТ им. Г.А. Товстоногова: «В вестибюле с левой стороны (вот три окна нижние) – можно было войти с вестибюля, а можно было войти с Фонтанки — помещалась шорная лавка Дмитрия Андреева. Тут продавали сбрую, седла, так сказать, все, что нужно для лошадей. Представляете, в театре?! Лошадиная сбруя! А с правой стороны (тоже такие же три окна) – там помещалась знаменитая галантерейная лавка».

Были ли извозчики постоянными посетителями театра – сейчас сказать трудно, а вот дамы, приходившие купить пуговицы, оставались потом смотреть представление. И это – не единичный пример. Еще один подобный символический альянс – Театр Комедии и Магазин купцов Елисеевых уже больше ста лет живут под одной крышей. Чем не союз хлеба и зрелищ? Символично, но именно преемники торгового дела Елисеевых как раз и добились отмены регламента.

Дмитрий Некрестьянов, представитель интересов предпринимателей: «Не может госорган действовать по принципу «мне нравится – мне не нравится». Мы должны оценивать критериями права, в части можно делать это или нельзя. Нравится — не нравится – все, это общественная оценка, пусть идет общественное обсуждение, и дальше уже собственник принимает решение, согласиться с обществом или нет».

Александр Кононов, заместитель председателя петербургского отделения ВООПИК: «Регламентация – это вовсе не препятствование в развитии бизнеса, это, наоборот, просто повышение культуры бизнеса в историческом центре, для того чтобы вывески, реклама, какие-то элементы благоустройства соответствовали духу города, соответствовали традициям города и, действительно, просто способствовали тому, чтобы город становился еще красивее».

Все же надеяться на вкус самих бизнесменов было бы неправильно. Вот только, каким будет исправленный регламент — узкокулуарной инструкцией или декларацией общественного согласия – пока не известно.

Юлия Минутина, координатор движения «Живой город»: «Такие регламенты должны быть предметом некоторого общественного соглашения, все-таки это город, в котором мы все живем, это ценность для нас для всех и, мне кажется, что он должен носить скорее рекомендательный характер, но горожане должны добровольно ему следовать. Мне кажется, это была бы оптимальная ситуация, позволяющая избежать конфликтов».

На фасаде того самого Елисеевского магазина торговля и искусство уживаются отлично. Если бы часть этих аллегорических скульптур сняли, то и получилось бы, как бывает в жизни: муза искусства без денег зачахла бы, а бог коммерции Гефест с деньгами, но без музы от тоски совсем разучился бы летать.

Дмитрий Ясковский, Сергей Билык, Фёдор Беломестнов, Марк Полухинских

Дмитрий Некрестьянов

Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям

Cкачать VCARD
Дмитрий Некрестьянов

Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ