Комментарии в СМИ

«Владелец старейшего универмага в Петербурге просит признать его федеральным памятником»

Партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» Дмитрий Некрестьянов комментирует материал о возможном изменении статуса объекта культурного наследия здания ДЛТ. 

Речь идет о ДЛТ (бывший Торговый дом Гвардейского экономического общества) на Большой Конюшенной улице. Сейчас он является памятником регионального значения. Зачем собственник хочет поменять статус?
Группа Mercury просит признать здание ее фирменного универмага — Дом ленинградской торговли в Санкт-Петербурге — объектом культурного наследия не регионального, а федерального значения. Заявление о смене статуса специализирующаяся на торговле люксовыми товарами компания направила в городской комитет по охране памятников. Таким образом, как пишет РБК, она сможет компенсировать часть затрат на сохранение здания.

Инициативу комментирует профессор Международной академии архитектуры, профессор Московского архитектурного института, член правления Союза архитекторов России Алексей Гинзбург:

— Это один из редких случаев, хорошо, если бы это было чаще, когда владелец охранный статус своего здания, являющегося памятником, повышает. Мы привыкли к тому, что все хотят снять статус объекта культурного наследия. Во многих странах существуют преференции для собственников таких объектов, льготы по налогообложению, и у нас тоже есть льготы по налогу на добавленную стоимость для работ, производимых с объектами культурного наследия. Так что возможно, что собственник этого здания представляет вполне себе ощутимую экономию. Я, правда, не уверен, что эта льгота как-то меняется при смене статуса памятника с регионального на федеральный.

— Какая-то дополнительная нагрузка ложится на владельца в связи с изменением статуса?

— Обременений каких-то новых в этой связи нет. Статус выше, и если на этом здании ведут ремонтно-реставрационные работы, то тогда эти работы и проектную документацию контролируют не региональные органы, а министерство культуры, и проходит оно не местную госэкспертизу, а Главгосэкспертизу — в основном такие отличия.

Шестиэтажное здание площадью 32 тысячи квадратных метров, построенное по проекту академика архитектуры Эрнеста Вирриха, известно как один из первых универсальных магазинов в России. Бывший Торговый дом Гвардейского экономического общества на Большой Конюшенной улице был открыт в 1909 году. Свое нынешнее название он получил в 1935 году, после того как стал частью сети «Главунивермаг».
В 2005-2012 годы здание, согласно документам, находилось на реконструкции, по завершении которой новым его собственником стала группа Mercury.

Никаких особенных преференций по нынешнему законодательству владельцы здания не получают, однако, возможно, они думают на перспективу, считает партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям адвокатского бюро «Качкин и партнеры» Дмитрий Некрестьянов:

— Каких-то особых бонусов, скидок не появляется, потому что, если мы говорим о налоговой истории, то там само по себе наличие статуса объекта культурного наследия порождает определенные последствия — не важно, он федеральный или региональный. Возможно, можно говорить о попытке получить какие-либо бюджетные компенсации или субсидии, если там будут адресные программы по ремонту памятников. Но с учетом текущего состояния этого объекта особо на них рассчитывать не стоит, потому что он достаточно недавно прошел длительную работу по реставрации, по приспособлению к современному использованию.

— Зачем это владельцу сейчас?

— Не могу сказать однозначно, есть какие-то, наверное, цели, которые они преследуют. Вполне возможно, они долгоиграющие, то бишь не сейчас, а на будущее. С учетом того, что в принципе любые действия в отношении памятников занимают не месяцы, а годы, потому что там всякие историко-культурные экспертизы, согласования — все это занимает от полугода и выше. Вполне возможно, это игра в долгую и какие-то цели, которые нам сейчас не установить.

Группа Mercury основана в 1993 году. Она управляет, в частности, универмагами ЦУМ в Москве и ДЛТ в Петербурге. По данным самой компании, на ее площадях продаются коллекции более 1,5 тысячи брендов: например, Dolce & Gabbana, Valentino, Ralph Lauren, Alexander McQueen, Balenciaga, Saint Laurent.

Материал  опубликован на сайте «Бизнес ФМ» 25.04.2021

ПОДЕЛИТЬСЯ

Дмитрий Некрестьянов

Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ