Новое в регулировании

Внесены масштабные поправки, направленные на ускоренную модернизацию и расширение магистральной инфраструктуры

31 июля 2020 года был принят Федеральный закон № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Уже получивший в узких кругах название «транспортный закон», данный документ существенным образом упрощает правила создания инфраструктурных объектов, по сути устанавливая в их отношении специальный правовой режим, аналогичный олимпийским стройкам.

Так, в частности, вводятся особенности регулирования градостроительных, земельных и иных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Такие особенности имеют ограниченный срок действия – до 31 декабря 2024 года. При этом положения закона могут применяться и к тем проектам, которые уже реализуются. Представляется, что эти поправки ускорят реализацию комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, принятого Правительством РФ[1]. Также, по нашим оценкам, он непосредственно затронет транспортные ГЧП-проекты, относящиеся к магистральной инфраструктуре.

К объектам, предназначенным для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (объекты инфраструктуры), Законом отнесены следующие объекты федерального, регионального или местного значения, строительство, реконструкция которых осуществляются в соответствии со стратегией пространственного развития РФ:

  1. Автомобильные дороги общего пользования или их участки, мосты, защитные и искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, объекты, предназначенные для взимания платы, объекты дорожного сервиса;
  2. Объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта;
  3. Морские порты, речные порты, объекты их инфраструктур;
  4. Аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских и государственных воздушных судов инфраструктура воздушного транспорта и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи;
  5. Транспортно-пересадочные узлы;
  6. Объекты инженерной инфраструктуры, линии связи, иные объекты капитального строительства, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции, эксплуатации объектов, указанных выше в пунктах 1 – 5.

В Законе предусмотрены, в частности, следующие особенности регулирования градостроительных отношений:

  1. Отсутствие в документах территориального планирования сведений о размещении объектов инфраструктуры не является препятствием для подготовки и утверждения документации по планировке территории таких объектов. При этом вводится согласование документации по планировке территории, в которой предусматривается размещение объектов инфраструктуры федерального значения, с регионом, на территории которого размещается этот объект;
  2. Отсутствие утвержденного проекта планировки территории не является препятствием для направления проектной документации линейного объекта инфраструктуры и (или) соответствующих результатов инженерных изысканий для государственной экспертизы. В этом случае утвержденный проект планировки территории и (или) проект межевания территории представляются в уполномоченные на проведение государственной экспертизы орган или организацию не позднее чем за 5 рабочих дней до окончания срока проведения экспертизы;
  3. До получения разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта инфраструктуры, разрешения на ввод в эксплуатацию в отношении этапа строительства, реконструкции такого объекта допускается временная эксплуатация этого объекта в целях перевозки грузов и (или) пассажиров при условии подтверждения технической готовности объекта к временной эксплуатации. Для реализации этой возможности дополнительно будут приняты акты Правительства РФ;
  4. Предусмотрен максимальный срок согласования организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, проектной документации в части учета технических условий, предоставленных этими организациями. Такой срок не может превышать 10 дней;
  5. Кроме того, Правительством РФ могут устанавливаться особенности предоставления технических условий, определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также особенности подключения (технологического присоединения) к объектам электросетевого хозяйства, к сетям тепло- и газоснабжения, сетям связи;
  6. Оценка соответствия проектной документации объектов инфраструктуры, предполагаемых к строительству, реконструкции в границах особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения, осуществляется при проведении государственной экспертизы проектной документации. Государственная экологическая экспертиза не требуется.

В Законе предусмотрены, в частности, следующие особенности регулирования земельных отношений:

  1. Сведения об отнесении земельного участка, находящегося в публичной собственности, к категории земель специального назначения[2] (за исключением случая, если такой земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов) в целях строительства, реконструкции объекта инфраструктуры вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по заявлениям отдельных лиц[3] на основании утвержденной документации по планировке территории. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется;
  2. Предусмотрены дополнительные случаи для установления публичных сервитутов (с ограничениями в отношении особо охраняемых природных территорий): (1) для строительства и реконструкции линейных объектов инфраструктуры, за исключением линейных объектов, размещение которых делает невозможным дальнейшее использование земельного участка или его части; (2) для обеспечения строительства, реконструкции объектов инфраструктуры;
  3. Если земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимости подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции линейных объектов инфраструктуры и если по истечении 45 дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладатель не представил подписанное соглашение, орган, принявший решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии соответствующего объекта.

В Законе предусмотрены, в частности, следующие особенности реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры:

  1. Лица, которые эксплуатируют подлежащий реконструкции, капитальному ремонту линейный объект, в течение 20 дней со дня поступления обращения обязаны направить технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению при подготовке проектной документации в целях реконструкции, капитального ремонта такого линейного объекта, а также при непосредственно реконструкции, капитальном ремонте. Требования к составу и содержанию технических требований и условий будут установлены на федеральном уровне. Срок действия технических требований и условий – не менее 3 лет;
  2. В эти технические требования и условия не допускается включать обязательства, которые не связаны с реконструкцией, капитальным ремонтом существующего линейного объекта, а также требования, исполнение которых ведет к увеличению мощности, улучшению технических характеристик существующего линейного объекта, за исключением случая реконструкции линейных объектов за счет средств лиц, осуществляющих их эксплуатацию, и случая, если такие увеличение мощности, улучшение технических характеристик существующих линейных объектов необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, эксплуатации объекта инфраструктуры.

Предусмотрены также отдельные особенности для цели строительства, реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.

Отметим, что в рассматриваемом акте вводятся также общие поправки, действие которых распространяется не только на магистральную инфраструктуру,  в частности, в градостроительной сфере. Эти поправки в настоящем алерте не рассматриваются.

Закон вступает в силу с момента его официального опубликования.

[1] Распоряжение Правительства РФ от 30.09.2018 № 2101-р «Об утверждении комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года».

[2] Земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения.

[3] Лицо, которому земельный участок предоставлен для целей размещения объекта инфраструктуры; соответствующий орган, принявший решение об утверждении документации по планировке территории объекта инфраструктуры; юридическое лицо, созданное РФ, юридическое лицо, доля РФ в уставном (складочном) капитале которого составляет более 50 процентов, принявшие решение о подготовке документации по планировке территории объекта инфраструктуры; иное лицо при наличии решения о предварительном согласовании предоставления такому лицу земельного участка для целей размещения объекта инфраструктуры.

Скачать PDF

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ