Комментарии в СМИ

«Выход для торговли найден. Эвакуационный»

Партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры» Дмитрий Некрестьянов считает меру по организации торговыми центрами отдельных входов для своих арендаторов экономически оправданной.

Запрет на работу торговых центров в Петербурге пытаются оспорить в антимонопольной службе. До этого попытки наладить диалог с правительством Петербурга и Роспотребнадзором результатов не принесли. Пока же владельцы ТЦ ищут способы возобновить работу хотя бы частично. Самый популярный — организация для своих арендаторов отдельного входа с улицы.

Владельцы крупных торговых центров Санкт-Петербурга написали совместное обращение в петербургское управление ФАС (УФАС), в котором настаивают на проверке законности применяемых в городе ограничений по работе ТЦ. Они закрыты с конца марта. Недавно запрет в очередной раз был продлен на новый срок — до 26 июля. Между тем непродовольственным магазинам с площадью торгового зала до 400 м2 власти Петербурга разрешили работать еще 8 июня. В коллективной жалобе в УФАС указано, что запрет, установленный правительством и губернатором Петербурга, препятствует работе торговых центров и «создает дискриминационные условия, приоритет одних субъектов рынка над другими».

Гипермаркеты, магазины строительных товаров, мебельные центры и крупные универмаги по своим техническим характеристикам и площади схожи с торговыми центрами, но им разрешено работать, а ТЦ — нет. Это ограничивает конкуренцию, считают авторы обращения из Fort Group, Jensen Group, торговых комплексов «Галерея», «ЛЕТО» (MALLTECH), «Охта Молл» (SRV) и других.

В понедельник в пресс-службе петербургского УФАС не смогли официально подтвердить получение этого обращения. Соответственно, дата рассмотрения также пока не назначена. Впрочем, быстрой реакции ждать не стоит, стандартный срок ответа антимонопольной службы составляет 30 дней, уточнили в УФАС.

До этого попытки руководителей торговых центров и их арендаторов из непродовольственного ретейла наладить диалог с правительством Петербурга и Роспотребнадзором успеха не принесли. Отказы возобновить работу также получили расположенные в ТЦ фитнес-центры и салоны красоты.

Креатив от безысходности

Вынужденный простой приводит к огромным убыткам, выручка ТЦ снизилась на 80% от докризисной. В Российском совете торговых центров (РСТЦ) прогнозируют, что к осени могут закрыться 25% торговых центров в стране из-за долгов и просроченных налоговых платежей. Поэтому управляющие и владельцы торговых центров в Петербурге ищут способы возобновить работу хотя бы частично, до снятия запрета на открытие ТЦ. Один из них — организация отдельного входа в магазины с улицы.

«Благодаря тому что в городе сняли запрет на уличные магазины не более 400 м2, торговым центрам поступил запрос от ретейлеров, располагающихся на первом этаже. В ход пошли запасные и эвакуационные выходы, витрины, там, где такая возможность была предопределена конструктивом здания», — рассказала Ольга Кожевникова, руководитель консалтинговой группы Arenda-trk. Такую картину можно увидеть в ТРК «ЛЕТО», где работающими оказались магазины Bershka, Pull&Bear, Befree, Zarina и Reserved. «Кстати, вдоль фасадов расположено значительно больше торговых точек, но, видимо, делать из ТРЦ «решето входов» администрация не захотела», — отмечает Ольга Кожевникова. В компании MALLTECH, собственнике ТРК «ЛЕТО», комментировать ситуацию отказались.

По такой же схеме с входом со стороны Лиговского проспекта в ТРЦ «Галерея» работают магазины Emporio Armani, H&M, Hugo Boss, Lacoste, MotherCare, Patrizia Pepe, Rendez-Vous и TopTop. Если одним было достаточно снять замок с пожарного выхода, то некоторым пришлось ставить дверь в витрине.

«Всем им посчастливилось арендовать торговые блоки вдоль Лиговского проспекта. А конструктивом здания были предусмотрены обширные витрины и, в монтируемые в них ранее, закрытые входы с улицы», — поясняет Ольга Кожевникова. В ТРК «Галерея» также предпочли не распространяться о том, как удалось организовать работу части арендаторов.

Продажи восстановились на 80%

Генеральный директор сети универмагов «Стокманн» Геннадий Левкин был более откровенен. По его словам, чтобы открыть магазин «Стокманн» в Петербурге, пришлось сделать отдельный вход с Невского проспекта. Результатами первых дней работы в компании очень довольны. «Первый день показал 80% продаж год к году. Правда, мы боялись, что будет ажиотаж, и не всех клиентов информировали, разослали уведомления примерно трети клиентской базы. На следующий день оповестили всех остальных», — заявил Геннадий Левкин на конференции FASHION TECH DAY 2020.

В ТК «Невский центр» уточнили, что никаких работ по изменению фасада здания не производилось. Здание изначально строилось для универмага «Стокманн», для которого были предусмотрены отдельные входы и выходы. «В целях соблюдения ограничений, предусмотренных постановлением правительства Санкт-Петербурга, ранее существовавший вход в настоящее время используется для прохода только в универмаг», — сообщили в пресс-службе компании.

По такой же схеме с главного входа работает магазин косметики и парфюмерии «Золотое яблоко» и H&M, попасть в который можно только с улицы Восстания. Остальным арендаторам непродовольственного ретейла повезло меньше, и они могут работать только в формате точек самовывоза онлайн-заказов. По данным Colliers International, во втором квартале 2020 года доля работающих арендаторов как с отдельным входом, так и пунктов самовывоза в торговых центрах Петербурга варьировалась от 25 до 40%.

Почти все опрошенные MarketMedia девелоперы отказались отвечать на вопрос об организации торговли, сославшись на период тишины, связанный с коллективным обращением в УФАС. «Не хочется привлекать внимание к нашим попыткам наладить торговлю в период запрета», — так они пояснили свою осторожность.

«Создание отдельного входа по закону требует разработки проекта и его согласования в рамках Правил благоустройства, а в отсутствие такого проекта это будущий штраф и требование привести все в соответствие (как было), но это не может стать основанием для запрета деятельности. Так что экономически это оправданно. Из другого креатива можно вспомнить только опыт мелких магазинчиков, которые ставили на прилавок один-два флакона санитайзера и говорили, что соответствуют ограничениям. Абсурдные запреты порождают абсурдные реакции бизнеса», — считает партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям адвокатского бюро «Качкин и партнеры» Дмитрий Некрестьянов. Максимальная сумма штрафа для юридических лиц за дополнительный вход может доходить до 100 тыс. рублей.

Дмитрий Абрамов, директор «Пассажа», партнер Jensen Group:

«Работают у нас исключительно те, у кого всегда был отдельный вход, в частности магазин «Рив Гош», гастроном и летняя терраса ресторана.

Почему мы пишем письмо в ФАС? Потому что не понимаем логики происходящего. В городе работают магазины разной площади, где нет вентиляции, нет возможности контролировать социальную дистанцию. А один крупный торговый дом на Конюшенной, который вообще ничем не отличается от крупного ТЦ, открыт на том основании, что он якобы единый универмаг. В городе работает метро, полны народу автобусы, которые в выходные едут в Курортный район, битком набиты электрички. А торговые центры, которые способны обеспечить безопасность людей и проконтролировать ситуацию, — закрыты! Цели такого отношения к этому бизнесу не ясны ни мне, ни нашим арендаторам. Им не объяснить, почему за углом такой же магазин работает, а они — нет.

Мы очень пострадали в этот кризис. Многие ретейлеры не выдерживают — закрываются. Потери у сегмента и так будут огромные. Зачем же растягивать эту агонию и обрекать на закрытие все новые и новые магазины?»

Оксана Федулова, директор по маркетингу и продажам FortGroup:

«Мы не делали специальных входов к отдельным операторам ТРК в надежде на адекватные решения со стороны города и скорое снятие действующих ограничений. Да, есть арендаторы, которые уже имеют технические или запасные входы с улицы, и существующая реальность заставила их начать использовать эти входы, чтобы хоть как-то вести операционную деятельность. Этот скорее креатив от безвыходности, чем специальные меры. Конечно, все надеются, что город сумел подготовиться к ситуации за последние 3 месяца, мы же сейчас говорим о Петербурге, то есть о втором по значимости городе после Москвы.

Все девелоперы ждут снятия ограничений, чтобы скорее открыть существующие галереи для посетителей в нормальном, цивилизованном виде. Уже приняты меры и по наличию средств защиты в ТРК, и по измерению температуры на входе. Это все вынужденная дополнительная нагрузка на бизнес, но мы к этому готовы. Так что в дополнение к «нашему креативу» нам бы не помешали конкретные действия, чтобы бизнес работал и платил налоги в бюджет».

Над текстом работали Мария Тирская и Наталья Ковтун

Материал опубликован на сайте MarketMedia 14.07.2020

ПОДЕЛИТЬСЯ

Дмитрий Некрестьянов

Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ