Комментарии в СМИ
«Диаметральный поворот»
Ирина Митина, старший юрист практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры», подчеркивает, что при отсутствии нарушений обязательств корректировка соглашения о ГЧП по воле одной из сторон во внесудебном порядке не предусмотрена законодательством.
Смольный начал юридическую экспертизу ГЧП–соглашения по строительству центрального участка ЗСД, чтобы отсрочить выплату из бюджета компенсации инвестору — ООО «Магистраль Северной Столицы».
Вчера вице–губернатор Михаил Мокрецов заявил в ЗС СПб, что юристы Смольного изучают возможности изменения договора концессионного соглашения о строительстве и эксплуатации Западного скоростного диаметра (ЗСД). Договор был заключен с победителем конкурса на строительство центрального участка ЗСД — консорциумом «Магистраль Северной Столицы» (МСС) в 2011 году.
Финансовая модель концессионного соглашения с МСС (в консорциум входят «ВТБ Капитал», Газпромбанк, итальянская Astaldi, турецкие Ictas Insaat и Mega Yapi, а также кипрская GPB) предусматривает, что инвестор получает деньги из бюджета на покрытие своих убытков, если доход от платного проезда по трассе ниже запланированного. В документе зафиксирован минимальный доход от платной эксплуатации — 9,67 млрд рублей в год. Выход на самоокупаемость планируется к 2020 году, до этого разницу предполагалось покрывать за счет бюджета.
Проект корректировки городского бюджета на этот год, в среду принятый петербургским парламентом в первом чтении, предусматривает выделение МСС компенсации — 4,17 млрд рублей.
Отложить выплаты
«Мы будем смотреть с юридической точки зрения, как сформулированы эти обязательства, из чего они вытекают, можно ли городу как–то уклониться от платежей в этом году и перенести их на более поздний период. Жизнь оказалась богаче и сложнее, чем мы предполагали в соглашении. Может быть, мы часть его перепишем, распишем по годам эту компенсацию», — заявил Михаил Мокрецов.
По его словам, при заключении соглашения предполагалось, что инвестор будет компенсировать свои расходы из выручки, но, поскольку центральный участок еще не построен, трафика, чтобы обеспечить нужный уровень сборов, не хватает. Завершить строительство центрального участка ЗСД планируется в августе этого года.
Михаил Мокрецов подчеркивает, что полный отказ от компенсации за счет бюджета невозможен, речь лишь о переносе платежей. По его прогнозам, юридическая экспертиза будет завершена к осени этого года. Он полагает, что переговорный процесс с МСС будет сложным. «Мы готовы вносить изменения в соглашение, но одного нашего желания мало, нужно согласие второй стороны», — говорит Михаил Мокрецов.
Оснований нет
В МСС сообщили, что на данный момент никакого запроса от городских структур в адрес МСС по пересмотру условий не поступало.
«МСС продолжает выполнять свои обязательства по действующему СГЧП. На создание центрального участка ЗСД (объект передается в собственность Петербурга) МСС привлекла свыше 120 млрд рублей. МСС несет все затраты по обслуживанию и возврату заемных средств, используемых для финансирования строительства. Поскольку МСС также несет все затраты, связанные с эксплуатацией дороги, данная финансовая нагрузка снимается с города», — подчеркивают в компании.
В МСС подтверждают, что в первые годы эксплуатации выручка от платы за проезд будет недостаточна для покрытия затрат. Но через 3 года, когда годовая выручка превысит уровень минимально компенсируемых затрат, разница будет зачисляться в бюджет. За весь срок действия соглашения о ГЧП консорциум инвесторов выплатит Петербургу более 380 млрд рублей.
Правовые возможности для пересмотра соглашения вызывают вопросы. По крайней мере, в прокуратуре Петербурга, куда еще в марте обращался депутат ЗС Алексей Ковалев для признания недействительным концессионного соглашения с МСС, ему ответили, что соглашение законно и оснований для его обжалования в суде нет.
«При отсутствии нарушений обязательств корректировка соглашения ГЧП по воле одной из сторон во внесудебном порядке сделки не предусмотрена, — отмечает Ирина Митина, старший юрист практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры». — Наиболее оптимальным вариантом является внесение изменений в документ по соглашению сторон». По ее словам, изменение сроков исполнения финансовых обязательств может повлиять на снижение интереса инвесторов к сотрудничеству с городом в новых проектах ГЧП.
Экономия на инвесторах
Стремление сэкономить и перенос выплат по ранее заключенным договорам становятся практикой Смольного.
Так, например, в бюджет этого года не заложены средства на выкуп помещений в «Невской ратуше», хотя построенный за 14 млрд рублей специально для переезда комитетов Смольного комплекс площадью 115 тыс. м2 введен в эксплуатацию в феврале этого года.
Вчера в АО «ВТБ Девелопмент» отказались комментировать ход переговоров со Смольным и шансы на получение денег при подаче поправок к корректировке бюджета. Источник, знакомый с ситуацией, сообщил: инвестор готов на рассрочку, причем на то время, которое комфортно городу, — при ежегодных платежах в размере 1,5–1,7 млрд рублей.
Мария Тирская
Материал опубликован в газете «Деловой Петербург» № 076 от 12.05.2016
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF