Комментарии в СМИ
«ЗСД закрыл отчетность»
Кирилл Саськов, партнер, руководитель корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры», поясняет разницу между публичными и непубличными компаниями.
Компания «Западный скоростной диаметр» перестала быть публичной. Теперь это акционерное общество не должно отчитываться о финансовых показателях и смене собственников.
Единственный акционер ОАО «Западный скоростной диаметр» в лице Петербурга 27 января принял решение о переименовании компании в непубличное АО и о внесении в ее устав соответствующих изменений. Строительством ЗСД в рамках государственно–частного партнерства (ГЧП) занимается консорциум «Магистраль Северной столицы» (МСС). Головные компании этого ГЧП — ВТБ и Газпромбанк. В МСС утверждают, что переименование связано с изменением законодательства РФ. С сентября 2014 года отменено деление акционерных обществ на открытые и закрытые. Вместо этого введены публичные и непубличные АО. В ВТБ отказались от комментариев.
Как пояснил руководитель корпоративной и арбитражной практики «Качкин и партнеры» Кирилл Саськов, публичная компания, в отличие от непубличной, может размещать акции на бирже и предлагать их неограниченному кругу лиц. Кроме того, она должна публиковать в открытом доступе свою отчетность. «Для публичных компаний предусмотрено более жесткое регулирование и контроль со стороны государства в смысле распределения прибыли, изменения собственников. Выбор непубличной формы обусловлен желанием снизить этот контроль», — говорит Кирилл Саськов.
Одной из главных причин, по которым ОАО «ЗСД» понадобилось снизить госконтроль за своей деятельностью, эксперты считают то, что финансовые показатели этой компании сильно недотягивают до расчетных. Собираемых за проезд по ЗСД денег пока не хватает на то, чтобы окупить инвестиции МСС в строительство трассы.
Концессионное соглашение с МСС предусматривает, что после достройки всей дороги в 2016 году концессионер получит ее в управление до 2042 года. При этом Смольный гарантирует компании ежегодный доход в размере 9,6 млрд рублей. Если собранных от платной эксплуатации дороги денег окажется меньше, город будет доплачивать из бюджета.
ОАО «ЗСД» взимает плату за проезд по северному и южному участкам магистрали и перечисляет ее МСС. Проезд по обоим участкам в среднем стоит 150 рублей. Согласно отчету ОАО за 2013 год, чистая прибыль составила 851,5 млн рублей. То есть в сутки по ЗСД проезжает лишь 15,6 тыс. машин.
По расчетам ОАО, для достижения окупаемости ЗСД (его стоимость составляет 212,7 млрд рублей) после завершения строительства центрального участка по всей трассе должно курсировать по 100 тыс. машин в сутки. Средняя стоимость проезда по всей трассе составит 200 рублей, значит, годовой сбор даже при такой загрузке достигнет лишь 7,3 млрд рублей.
Оставшись публичной компанией, «ЗСД» должна была бы выкладывать в Интернет данные о том, сколько денег она заработала и какие суммы ей были перечислены из бюджета.
Ольга Мягченко