Комментарии в СМИ
«ГЧП по высоким стандартам»
Денис Качкин, Управляющий партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП АБ «Качкин и партнеры» комментирует материал об обязательном участии ВЭБ.РФ в проектах ГЧП.
Государственно-частное партнёрство (ГЧП) в России получило стимул развития. На пленарной сессии Восточного экономического форума президент Владимир Путин поручил сделать ВЭБ.РФ обязательным участником проектов ГЧП, «чтобы корпорация контролировала систему распределения рисков и подтверждала выгоду проекта как для государства, так и для бизнеса».
По оценкам экспертов, участие ВЭБа позволит стандартизировать подход и правовую базу для реализации концессий и партнерства в городах и регионах, распределение рисков станет дополнительным стимулом для частных инвесторов, а проработка инструментария поддержки проектов, а также сфера их реализации могут быть максимально широкими.
Как подчеркнул глава государства, сегодня в рамках государственно-частного партнёрства по всей стране строятся школы, аэропорты, мосты, автомобильные трассы, обновляется городской транспорт. Однако объём ГЧП-проектов — 4,4 трлн руб. — пока относительно невелик.
«С учётом имеющегося опыта и наработанной практики по проектам технологического суверенитета предлагаю ВЭБ.РФ выступить в качестве одного из обязательных участников проектов государственно-частного партнёрства, чтобы корпорация развития контролировала систему распределения рисков, подтверждала выгоду проекта как для государства, так и для бизнеса. Мы с Игорем Ивановичем [Шуваловым] говорили на этот счёт, и корпорация к этому готова. При этом, как и в Фабрике проектного финансирования, она могла бы стимулировать привлечение частных инвестиций», — заявил Владимир Путин.
Глава государства поручил правительству совместно с ВЭБом определить конкретные параметры и масштабы сделок, которые будут совершаться в рамках государственно-частного партнерства с участием госкорпорации. Сегодня ГЧП — мощнейший механизм привлечения частных денег для реализации важных для страны проектов, но необходимо правильно описать правила игры, которые удовлетворили бы и частную, и государственную сторону, подчеркнул зампред ВЭБ.РФ Юрий Корсун. В плане на ближайшую перспективу — разработка новых норм и форм реализации таких проектов. «Это создание таксономии и стандартов подготовки, оценки, финансирования и реализации проектов с учетом справедливого и прозрачного распределения рисков между частной и государственной стороной. ВЭБ.РФ совместно с участниками рынка готов взяться за такую работу», — говорит Юрий Корсун.
Поручение президента — важный сигнал для стимулирования развития и применения механизмов ГЧП в России, отмечает и главный управляющий директор ВЭБ.РФ, генеральный директор Национального центра ГЧП Андрей Самохин. «В текущих условиях бюджетных ограничений именно объединение инвестиций государства и частного капитала позволит достичь амбициозных национальных целей развития. При этом текущая система управления ГЧП-проектами в России требует модернизации, в частности, выработки единых правил игры, которые сбалансируют риски между различными участниками проектов, повысит эффективность проектов и обеспечит максимальную отдачу от инвестиций», — сказал Андрей Самохин. Совместно с ВЭБом и правительством Национальный центр ГЧП планирует принять активное участие в разработке и внедрении таких правил.
Эксперты инициативу с активным участием ВЭБ в ЧГП восприняли положительно.
«Подключение ВЭБа к проектам с ГЧП вполне оправдано. ВЭБ — это организация развития, которая реализует важные для страны инициативы. Участвуя в проектах государственно-частного партнёрства, ВЭБ может заниматься разработкой методологии и рекомендаций применения этого механизма, осуществлять подбор проектов, оценивать целесообразность их реализации», — говорит кандидат экономических наук, финансовый аналитик Михаил Беляев. Он отмечает, что проекты ГЧП реализуются на стыке интересов государства и частного бизнеса, при этом госкорпорация развития может выступать в разных ипостасях. «Это и предварительный отбор проектов с учётом заявок местных и региональных властей, и диалог с возможными частными партнерами, региональными и местными властями, а также инициаторами проектов, и при необходимости предоставление кредитных ресурсов. То есть ВЭБ может применить комплексный подход для реализации проектов ГЧП», — считает Михаил Беляев.
В администрации Липецка рассчитывают, что модернизация механизмов ГЧП приведет к более активному привлечение инвестиций в городские проекты, «в первую очередь, повышающие качество жизни наших граждан». В пример там привели комплексный проект модернизации систем водоснабжения и водоотведения в Липецке — работы по концессионному соглашению, рассчитанному на 49 лет, идут полным ходом. В Нижнем Новгороде реализуется самый масштабный проект программы по обновлению городского электротранспорта, основное финансирование для которого обеспечивают федеральный бюджет и ВЭБ.РФ. «Считаю, что решение главы государства сделать ВЭБ.РФ одним из обязательных участников проектов государственно-частного партнерства позволит минимизировать распределение рисков сторон при реализации важнейших социальных проектов». — говорит директор ООО «Экологические проекты» (один из концессионеров проектов в Нижнем Новгороде) Евгений Грабовский.
ВЭБ обладает компетенциями и экспертизой как в реализации крупнейших инвестпроектов в промышленности, так и в развитии городской экономики и инфраструктуры, отмечает управляющий директор рейтингового агентства НКР Андрей Пискунов. «Для инвесторов и инициаторов проектов, особенно с фокусом на создание инфраструктуры, масштабное обновление транспортных или коммунальных систем, расширение присутствия ВЭБа в ГЧП-повестке — позитивный сигнал», — говорит Андрей Пискунов. С учётом того, что в управленческом периметре ВЭБа находятся профильные организации развития — «Сколтех», РЭЦ и другие, экспертиза и проработка инструментария поддержки проектов, а также сфера их реализации могут быть максимально широкими, добавляет управляющий директор рейтингового агентства НКР.
Обязательное участие ВЭБ.РФ положительно скажется на всём рынке ГЧП — в первую очередь за счет повышения качества подготовки проектов, согласен старший директор, руководитель группы рейтингов проектного и структурированного финансирования АКРА Тимур Искандаров. «Как институт развития и один из главных инвесторов и кредиторов на рынке проектного финансирования ВЭБ обладает существенным опытом и экспертизой в сфере ГЧП и концессий. Полагаем, что наиболее вероятная роль, которая в итоге будет отведена госкорпорации в рамках этого поручения, — роль структурирующей стороны или согласующей инстанции, а основной фокус деятельности — разработка критериев и оценка эффективности, а также рисков проекта», — говорит Тимур Искандаров. В числе важных факторов он также называет операционные возможности ВЭБа по одновременной экспертизе и сопровождению большого числа проектов.
«Кредитный и бизнес блоки ВЭБа накопили значительный опыт в оценке рисков, подключение таких опытных команд усилит качество проработки и экспертизы», — говорит управляющий партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП АБ «Качкин и Партнеры» Денис Качкин. Он отмечает и вызовы — достаточно высокую консервативность рынка, солидные временные затраты на экспертизу проектов со стороны частных инвесторов — коммерческих банков, «каждый из которых, как правило, инициирует проверку рисков по собственным процедурам». «Возможно за счет усиления роли ВЭБа государство планирует установить дополнительный публичный контроль и отсев ГЧП проектов на стадии проработки», — сказал Денис Качкин.
Иван Наумов
Материал опубликован на сайте «Эксперт» 06.09.2024
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF