Статья

«Государственно-частное партнерство в космосе: правовые изменения и направления развития»

Денис Качкин, Управляющий партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП АБ «Качкин и Партнеры» комментирует материал о применении ГЧП в космосе.

В июле 2024 года в России были приняты важные изменения в законодательства1, открывшие возможность применения механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП), включая концессионные соглашения, в космической отрасли. Инициатива стала значимым этапом в формировании правовой среды, способной привлечь частные инвестиции в высокотехнологичный сектор.

В частности, были расширены перечни объектов, в отношении которых могут заключаться соглашения о ГЧП и концессии: к ним теперь отнесены элементы космической инфраструктуры, а также технологически связанные с ней объекты, включая спутниковые системы, наземные комплексы управления и обработки данных. Это открывает широкие возможности для запуска целого ряда проектных инициатив с привлечением частных инвестиций и компетенций. Таких проектов, которые ранее могли быть реализованы исключительно за счет государственного финансирования.

Ключевые направления развития

Одной из приоритетных целей законодательных изменений стало создание условий для реализации проектов в области создания отечественных спутниковых группировок, прежде всего
низкоорбитальных, а также развитию российских систем спутниковой связи и навигации. Особое внимание сегодня уделяется задачам, связанным с мониторингом природной среды, развитием инфраструктуры в Арктике и повышением технологического суверенитета России в области передачи данных.

Значительный блок изменений коснулся законодательства о дистанционном зондировании Земли. В частности, были уточнены2 понятие данных ДЗЗ и состав данных ДЗЗ, подлежащих включению в федеральный фонд данных ДЗЗ. Из подлежащих включению в федеральный фонд данных были закономерно исключены данные, получаемые в интересах Министерства обороны РФ.

Также был принят ряд изменений, направленных на формирование рынка данных ДЗЗ в России.

Первые проекты и интерес со стороны бизнеса

Первые шаги по реализации космических ГЧП-проектов уже предпринимаются. Так, в мае 2025 года на стратегической сессии при Правительстве РФ был представлен проект «Рассвет» — многоспутниковая группировка, инициированная компанией «Бюро 1440». Проект ориентирован на обеспечение высокоскоростной передачи данных и рассматривается как российская альтернатива системе Starlink, развиваемой компанией SpaceX.

Развитием собственных спутниковых решений в области ДЗЗ занимаются также «Ситроникс», «Газпром-КС», «Барл+МТ Лаб», «Стилспейс» и другие технологические компании. К структурированию соответствующих проектов подключаются и ведущие финансовые институты — в частности, «Сбер». Это соответствует общемировой тенденции: по данным на 2024 год, более 90% спутников ДЗЗ, запущенных в ведущих странах (включая США и Китай), созданы при участии частного капитала.

Перспективные направления для ГЧП в космической сфере

  • Потенциал применения механизмов ГЧП в космосе выходит за рамки спутниковых группировок.

Среди перспективных направлений мы бы отметили:

  1. Сервисы по запускам — развитие негосударственных ракет-носителей. На международной арене такие проекты реализуются частными компаниями (например, SpaceX, Rocket Lab).
    В России уже ведутся разработки аналогичных решений, которые могут быть реализованы при поддержке ГЧП-инструментов.
  2. Космический туризм — формирующийся рынок, где за рубежом уже действуют компании
    Virgin Galactic, Blue Origin, SpaceX. В России возможна реализация пилотных суборбитальных программ при условии участия государства и системной поддержки частных инвесторов.
    Также стоит отметить значительный потенциал для новых туристических направлений, таких как путешествия на Байконур или космодром Восточный.
  3. Космическая промышленность и НИОКР — перспективы связаны с созданием автоматизированных производственных станций, исследованием новых материалов и лекарственных форм в условиях микрогравитации, а также разработкой технологий для первичной переработки ресурсов, добываемых в космосе.

Рекомендации по совершенствованию законодательства для развития ГЧП в космической отрасли

При этом существует ряд юридических ограничений, сдерживающих масштабное внедрение ГЧП в космической отрасли.

Важно четко определить критерии отнесения космических аппаратов к государственным и негосударственным объектам. Сейчас такая классификация зависит лишь от источников финансирования — средства федерального бюджета определяют государственный статус, тогда
как вложения частных компаний делают объект негосударственным. При этом в законодательстве не уточняется квалификация спутников, созданных по концессиям и СГЧП. В этой связи возникает вероятность, что созданные при финансовом участии публичной стороны спутники (даже находящиеся в частной собственности) будут квалифицированы как государственные и наоборот. Представляется, что более логичным и последовательным было бы решение о квалификации таких объектов исходя из того, кто является их собственником.

Для целей стимулирования развития коммерческого рынка продуктов и сервисов на основе данных ДЗЗ также рекомендуется создать прозрачную процедуру распределения прав на такие данные, полученные с государственных спутников, создаваемых в рамках концессионных соглашений, допускающую использование и продажу обработанной информации частной коммерческой организацией. При этом необработанная информация должна поступать в федеральный фонд данных ДЗЗ, как это и предусмотрено сегодня в законодательстве.

Также стоит учесть необходимость поддержки исследовательских работ и разработок, проводимых партнерами проекта. Законодательство должно предусматривать механизмы покрытия расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), обеспечивающие реализацию проекта. Такие положения повысят заинтересованность инвесторов и снизят риски невозвратности вложенных средств.

1 Федеральный закон от 22.07.2024 № 196-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2  Федеральный закон от 22.04.2024 № 89-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Материал опубликован в «Аналитическом дайджесте АИИК» 23.06.2025

 

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ