Статья
«Инфраструктура обращения с ТКО: вчера, сегодня, завтра»
Алина Вишневская и Алёна Пимоненко, юристы практики по инфраструктуре и ГЧП АБ «Качкин и Партнеры» взяли интервью с системным игроком отрасли — ППК РЭО.
Адвокатское бюро «Качкин и Партнеры» занимается комплексным сопровождением инфраструктурных проектов на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП), в том числе в сфере обращения с отходами. А.Д. Пимоненко и А.С. Вишневская поговорили с системным игроком отрасли — публично-правовой компанией «Российский экологический оператор» (ППК РЭО). Разговор шел об актуальной ситуации на рынке концессионных проектов в сфере твердых коммунальных отходов (ТКО), основных проблемах подготовки таких проектов, финансирования и реализации. Своим экспертным мнением поделились советник генерального директора ППК РЭО П.Е. Бесшапов и руководитель департамента ГЧП ППК РЭО А.Н. Голованова.
– Более 30 % всех региональных концессий в России в прошлом году пришлось на проекты в сфере обращения с отходами*. Как вы оцениваете роль инструментов ГЧП для рынка обращения с ТКО?
П. Е. Бесшапов (П. Е.): Мы считаем, что концессии – это основной механизм создания объектов инфраструктуры, который должен применяться в стране. Так получилось, что ряд очень крупных проектов был реализован не на основе механизма концессионных соглашений. Но эти проекты очень четко локализованы: речь идет о Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области. В этих четырех субъектах по ряду причин объекты обращения с отходами создаются без использования концессий.
Это может сформировать ложное представление о том, что концессионный механизм в этой сфере не самый популярный. Это, конечно же, не так. В подавляющем большинстве других субъектов РФ проекты обращения с ТКО реализуются или готовятся к реализации на основе концессионных соглашений.
В России одно из самых развитых концессионных законодательств, причем в мировом масштабе. Концессионный механизм обеспечивает предоставление инвесторам определенных гарантий, позволяет более гибко обеспечить работу с тарифами.
А. Н. Голованова (А. Н.): Кроме того, концессии дают преимущество инвесторам и в части условий привлечения льготного займа от ППК РЭО (в отличие, например, от инвестиционных соглашений).
Во-первых, под инвестиционное соглашение мы предоставляем льготный заем в размере не более 90 % стоимости проекта (по итогам экспертизы проектной документации), по концессионным соглашениям – до 95 % стоимости проекта. Во-вторых, для привлечения финансирования на инвестиционное соглашение потребуется обеспечение в размере, близком к размеру займа. Поскольку средняя стоимость создания объекта ТКО составляет около 3–4 млрд руб., не каждый инвестор сможет обеспечить такие гарантии. В концессионных проектах обеспечением выступают сами права по концессионному соглашению и прямому соглашению**, что значительно упрощает получение средств заемщиком.
– Как бы вы обозначили роль ППК РЭО в этом процессе? С чего начинается ваше участие в проекте создания нового объекта обращения с ТКО?
П. Е.: Руководитель ППК РЭО является руководителем федерального проекта «Комплексная система обращения с ТКО» национального проекта «Экология» и наряду с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации отвечает за выполнение показателей, установленных указом Президента, – обеспечение к 2030 г. обработки 100 % отходов и направления на захоронение не более 50 %. Соответственно, у нас общие цели с субъектами РФ.
Как разработчик федеральной схемы обращения с ТКО, мы точно знаем, сколько объектов, где и в какие годы необходимо создать. Нашими компаниями по поручению правительства были разработаны нормативы цены строительства для всех этих объектов, поэтому мы знаем, сколько это стоит.
А. Н.: В рамках реформы обращения с ТКО мы со всеми субъектами РФ подписываем дорожные карты, которые содержат информацию о создании необходимых объектов обращения с ТКО. Сейчас они подписаны в 76 регионах. Не подписаны дорожные карты только в тех регионах, где базовая инфраструктура уже полностью создана либо создается за счет иных механизмов.
П. Е.: Далее совместно с субъектом мы определяем механизм реализации проекта – концессионное или инвестиционное соглашение. Есть еще третий вариант – строительство объекта непосредственно за счет бюджетных средств, но это очень большая редкость. Фактически выбор осуществляется именно между инвестиционным и концессионным соглашением. Чаще, конечно, выбирается концессионная модель.
По поводу инвесторов: их на этом рынке не очень много, но, к счастью, они есть. Такие проекты никогда не подразумевают быстрый возврат вложенных средств, поэтому инвесторы должны быть готовы к долгосрочным вложениям. И здесь речь именно об объектах базовой инфраструктуры, то есть объектах обработки, утилизации и захоронения отходов.
По проектам создания объектов базовой инфраструктуры мы часто работаем путем создания совместных предприятий с компаниями, подконтрольными субъектам РФ. Подобный подход применяется и в других сферах, в том числе крупных проектов в сфере водоснабжения, например. А в нашей отрасли, которая к тому же еще и очень политизирована, важнейшим фактором успеха является правильное позиционирование проекта. Такая модель используется сегодня уже в 17 субъектах РФ.
Другой вариант – реализация проекта частным инвестором. В сфере создания базовой инфраструктуры частных инвесторов не очень много, но много их быть и не должно. Это подтверждает и опыт других стран. Например, в США действуют два оператора, которые закрывают 85 % рынка, в Германии и Франции их 4−5, в Венгрии и Австралии один основной. Это вполне стандартная история.
А. Н.: Как мы уже сказали, большинство проектов реализуются по концессионной модели, иное – абсолютное исключение. Но даже в проектах, реализуемых полностью за счет бюджетных средств, ППК РЭО как институт поддержки курирует весь процесс создания объекта инфраструктуры.
* Малева Ю. Треть региональных концессий в 2023 году пришлась на отрасль обращения с отходами. – URL: https://www.vedomosti.ru/society/
articles/2024/03/15/1025397-tret-regionalnih-kontsessii-prishlas-na-otrasl-obrascheniya-s-othodami (дата обращения: 21.05.2024).
** Прямое соглашение – это соглашение, заключаемое между концессионером, концедентом и финансирующей организацией в соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в целях урегулирования условий и порядка их взаимодействия в течение срока реализации концессионного соглашения, а также при изменении и прекращении соглашения.
Полная версия материала опубликована в журнале «Твердые бытовые отходы» июнь 2024
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF