Комментарии в СМИ
«Поклонногорский путепровод построят на месте частных домов»
Ирина Митина, старший юрист практики по ГЧП и инфраструктуре «Качкин и Партнеры», уверена, что задержка в предоставлении государством участка для реализации госконтракта позволяет подрядчику расторгнуть контракт и возместить убытки через суд.
Вокруг Поклонногорского путепровода разгорается скандал: город заключил контракт на его строительство, не решив имущественные вопросы с владельцами частных домовладений. Наблюдатели полагают, что это небезупречная практика работы комитета по развитию транспортной инфраструктуры стала уже традиционной, и это приводило к многочисленным судам.
Строительство моста через железнодорожные пути в створе Поклонногорской и Вербной улиц обсуждается много лет. Находящийся в этом месте сейчас переезд — один из наиболее загруженных в районе, из-за его частого закрытия для прохода поездов на соседних улицах регулярно скапливаются многометровые пробки.
Но вывести проект на старт удалось только под предлогом запуска скоростных поездов «Аллегро». По аналогичной причине решено было потратить деньги на путепровод в малонаселенном Репине, где в 2013 году начнут возводить гигантскую дугообразную петлю-мост, хотя существуют куда более напряженные переезды, такие как на Краснопутиловской улице.
В августе минувшего года комитетом по развитию транспортной инфраструктуры был объявлен конкурс на строительство четырехполосного моста через пути на Поклонногорской. Виадук должен был стать первой очередью крупной развязки в этом районе. В дальнейшем в другом конце Поклонногорской улицы должен со временем появиться тоннель на пересечении с проспектами Энгельса, Тореза и Северным. Начало строительства первой очереди было намечено на конец 2012 года.
Победителем конкурса стало ОАО «Мостоотряд № 19» (к слову, в последних дорогостоящих конкурсах КРТИ выигрывает либо эта компания, либо ОАО «Мостострой № 6»). Существует ли какая-либо договоренность между фирмами и властями, сказать публично не возьмется никто, но очередной контракт заставил конкурентов обратиться в Федеральную антимонопольную службу. Ведомство выявило серьезные нарушения и потребовало переиграть конкурс. Но это не помешало властям сделать свой выбор в пользу «Мостоотряда № 19».
Работы на объекте, правда, так до сих пор и не начались. Оказалось, что земли, на которых будет построен путепровод, до сих пор не изъяты у собственников и не переданы в собственность города. Сейчас на месте будущего строительства расположен «частный сектор»: небольшие участки с домами на одну семью и хозяйственными постройками.
При строительстве все они должны будут пойти под снос. Как сообщил «Карповке» Николай Горшнев, первый замдиректора дирекции транспортного строительства (структура, подведомственная КРТИ), еще только предстоит изъять 19 зданий с участками — их выкупят для государственных нужд.
«Для осуществления выкупа гражданам и юридическим лицам необходимо предоставить документы на земельные участки и объекты недвижимого имущества с целью издания соответствующих постановлений правительства Санкт-Петербурга, а также осуществления оценки данного имущества и заключения соглашения о выкупе», — пояснил господин Горшнев.
Он также подтвердил, что строительство путепровода будет вестись параллельно с изъятием земельных участков и решением имущественных вопросов с их нынешними владельцами. Господин Горшнев заверил, что, пока этот процесс не завершится, «Мостоотряд № 19» будет работать лишь на землях, уже перешедших в городскую собственность.
Как отметил в беседе с корреспондентом «Карповки» адвокат ЭКОМа Евгений Баклагин, данная схема является сомнительной с точки зрения закона, поскольку городские власти фактически распоряжаются имуществом, которое им не принадлежит. Юрист полагает, что проводить конкурс на строительство было нельзя, пока земля под стройку не окажется во владении города. «До тех пор никто не имеет никакого права решать, что дальше будет с домами или иной недвижимостью, кроме нынешнего собственника», — отмечает эксперт.
Господин Баклагин пояснил, что законодательство предусматривает возможность изымать недвижимое имущество у собственников лишь при условии соблюдения определенных процедур, а именно предварительной разработки предпроекта, проекта планировки, рассмотрении всех возможных вариантов размещения сооружения. «Изъятие возможно, если для этого есть достаточные основания и доказана невозможность строительства объекта в ином месте», — полагает господин Баклагин.
В качестве корректного примера изъятия частной недвижимости под реализацию важного для всего города проекта наш собеседник привел ситуацию с домом в Кирпичном переулке, изъятом и демонтированном ради строительства метро «Адмиралтейская». Эксперт напомнил, что тогда рассмотрение всех возможных альтернатив и обоснование необходимости перехода собственности в руки города заняло около пяти лет.
Несколько иного мнения по данному вопросу придерживается Ирина Митина, старший юрист адвокатского бюро «Качкин и партнеры». По ее словам, формально, отсутствие у государства прав на участок не влечет недействительности тендера на строительство. Однако предоставление участка по подрядному договору — это обязанность заказчика, и нарушение данной обязанности может привести к иску подрядчика о возмещении убытков и о расторжении контракта.
«Для выполнения работ по государственному заказу подрядчик получает участок бесплатно на срок строительства. Процедура предоставления участка является актом распоряжения и может проводиться только собственником участка или уполномоченным им лицом. Пока участок находится в частной собственности, подрядчик не может приступить к строительству», — пояснила госпожа Митина.
Она также напомнила, что земельное законодательство закрепляет процедуру, по которой участок для строительства транспортных объектов может быть изъят из частной собственности в пользу государства, чтобы оно имело право передать участок подрядчику. Изъятие осуществляется путем выкупа с согласия собственника, а при отсутствии согласия — по решению суда. Как правило, владельцы собственности получают от государства сумму, соответствующую кадастровой, а не рыночной стоимости земли.
Повлечет ли за собой данный имущественный спор перенос сроков открытия путепровода с 2015 года на более поздний срок, пока неясно. Получить оперативный комментарий по данному вопросу в «Мостоотряде № 19» не удалось. Но уже были прецеденты, когда город вел строительство автодорог до решения имущественных вопросов с собственниками земли. В частности, так происходило при пробивке в Колпине Софийской улицы. Апогеем вольного отношения к законам стала опора линии электропередачи, которая много лет стоит прямо на проезжей части.
Алексей Шишкин
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF