Новое в регулировании
Казначейские инфраструктурные кредиты и Офсетные контракты
Традиционно в конце года принимается значительное количество новых актов. Предлагаем Вашему вниманию наиболее важные изменения законодательства в сфере инфраструктуры.
1. Новый механизм финансирования инфраструктурных проектов
26 декабря 2024 года принят Федеральный закон № 488-ФЗ[1], который ввел порядок и особенности предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов РФ бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее – «казначейские инфраструктурные кредиты», «КИК»).
Напомним, что в последнее время для реализации инфраструктурных проектов использовались два других вида льготных кредитов регионам: бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов[2] и специальные казначейские кредиты[3].
Особенности предоставления КИК[4]:
- КИК предоставляются Федеральным казначейством за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета.
- Предоставление таких кредитов должно быть предусмотрено федеральным законом о федеральном бюджете.
- Цели предоставления КИК и размеры платы за пользование такими кредитами также устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете.
- Срок предоставления — до 15 лет.
- Порядок предоставления, использования и возврата субъектами РФ КИК, в том числе направления использования КИК, порядок отбора (одобрения) инфраструктурных проектов (мероприятий), источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются КИК, изменения параметров (характеристик) отобранных (одобренных) инфраструктурных проектов (мероприятий), а также порядок контроля за возвратом КИК утверждает Правительство РФ.
- Государственный финансовый контроль за соблюдением условий предоставления и использования КИК, условий соглашений об их предоставлении, условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения которых являются КИК, осуществляет Федеральное казначейство, которое имеет право требовать от имени Российской Федерации возврата (погашения) задолженности субъекта РФ по КИК, включая проценты за пользование кредитом, штрафы и пени за нарушение срока возврата кредитных средств.
- Взыскание задолженности по КИК, включая проценты за пользование кредитом, штрафы и пени за нарушение срока возврата КИК, осуществляется:
- за счет доходов от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, подлежащих распределению в бюджет, имеющий задолженность;
- путем обращения взыскания на средства, предусмотренные для перечисления в бюджет, имеющий задолженность.
Федеральный закон № 488-ФЗ также установил, что в целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждает Правительство РФ, средства Фонда национального благосостояния (далее – «ФНБ») могут размещаться на субординированных депозитах в российских кредитных организациях на основании отдельных решений Правительства РФ[5]. При этом на операции по размещению средств ФНБ на указанные депозиты не распространяются требования Бюджетного кодекса РФ о целях управления средствами ФНБ (обеспечение их сохранности и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе)[6].
Новеллы регулирования в части казначейских инфраструктурных кредитов и финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов вступили в силу 26 декабря 2024 года.
[1] Федеральный закон от 26.12.2024 № 488-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статьи 12 и 15 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году» (далее – «Федеральный закон № 488-ФЗ»)
[2] Пункт 1 статьи 93.3 Бюджетного кодекса РФ, постановление Правительства РФ от 14.07.2021 № 1190 «Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов»
[3] Предоставление таких кредитов Федеральным казначейством в 2023 году за счет временно свободных средств федерального бюджета предусмотрено частью 36 статьи 9 Федерального закона от 21.11.2022 № 448-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации…», в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 31.03.2023 № 525 «Об утверждении Правил предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета и о внесении изменения в пункт 12(1) Положения о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации»
[4] Статья 93.9 Бюджетного кодекса РФ
[5] В настоящее время в целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ от 05.11.2013 № 2044-р, возможность размещения средств ФНБ предусмотрена на субординированных депозитах в государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» (пункт 8 статьи 96.10 Бюджетного кодекса РФ)
[6] Пункт 9 статьи 96.10 Бюджетного кодекса РФ
2. Изменения в регулировании офсетных контрактов
26 декабря 2024 года принят Федеральный закон № 484-ФЗ[1], который в том числе внес изменения в регулирование контракта со встречными инвестиционными обязательствами (далее – «офсетный контракт»), направленные на оптимизацию порядка его заключения и исполнения.
Введена возможность консолидации потребностей нескольких заказчиков одного региона в целях заключения офсетного контракта помимо механизма централизованных закупок.
Как отмечалось в Пояснительной записке к проекту федерального закона о внесении рассматриваемых изменений, механизм централизованных закупок в ряде случаев не может быть применен в связи со сложностями передачи средств, являющихся источником финансирования, от каждого заказчика в один уполномоченный орган (одно уполномоченное учреждение)[2].В этой связи в Федеральный закон № 44-ФЗ[3] внесены следующие изменения:
- Закупка, по результатам которой заключается офсетный контракт, может осуществляться для обеспечения нужд двух и более заказчиков одного субъекта РФ и (или) заказчиков муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ[4]. С этой целью проводится совместный электронный конкурс в соответствии с положениями Федерального закона № 44-ФЗ[5].
- Особенности проведения совместного конкурса[6]:
- в соглашение о проведении совместного конкурса[7] включается информация о заказчике, уполномоченном на приемку результатов исполненных поставщиком (исполнителем) встречных инвестиционных обязательств (далее здесь – «уполномоченный заказчик»);
- во все офсетные контракты, заключаемые по результатам совместного электронного конкурса, включаются одинаковые условия, определенные в пунктах 2 — 8 части 2 статьи 111.4 Федерального закона № 44-ФЗ;
- в офсетный контракт, заключаемый с уполномоченным заказчиком, включаются условия о порядке и сроках осуществления им приемки результатов исполненных поставщиком (исполнителем) встречных инвестиционных обязательств. В офсетные контракты, заключаемые другими заказчиками, включается условие о предоставлении поставщиком (исполнителем) результатов исполнения им встречных инвестиционных обязательств уполномоченному заказчику;
- информацию и документы в реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается, модернизируется, осваивается (единственных исполнителей услуги, оказываемой с использованием имущества, которое создается, реконструируется), уполномоченный заказчик включает в части, касающейся заключенного им офсетного контракта. Включение информации и документов в указанный реестр другими заказчиками не осуществляется.
- Минимальный объем инвестиций, подлежащих вложению участником закупки, с которым заключается офсетный контракт, в создание, модернизацию, освоение производства товара и (или) создание, реконструкцию имущества[8], предназначенного для оказания услуги, не должен составлять менее 100 миллионов рублей[9].
В случае проведения совместного электронного конкурса для всех контрактов (независимо от их количества) в акте высшего исполнительного органа субъекта РФ устанавливается общий минимальный объем инвестиций, который не должен быть менее 100 миллионов рублей.
Указанные изменения начнут действовать с 1 января 2026 года.
При этом в течение переходного периода в 2025 году также может осуществляться закупка, по результатам которой заключается офсетный контракт, для обеспечения нужд нескольких заказчиков в одном субъекте РФ путем проведения совместного электронного конкурса в соответствии с положениями Федерального закона № 44-ФЗ и установленными особенностями[10].
[1] Федеральный закон от 26.12.2024 № 484-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статьи 5 и 8 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Федеральный закон № 484-ФЗ»)
[2] Например, средств обязательного медицинского страхования, которые по общему правилу доводятся непосредственно до конкретной организации здравоохранения (см. пункт 16 пояснительной записки к проекту федерального закона № 667365-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» …» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/667365-8))
[3] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – «Федеральный закон № 44-ФЗ»)
[4] Все заказчики должны быть указаны в акте высшего исполнительного органа субъекта РФ, предусмотренном п. 1 ч. 1 ст. 111.4 Федерального закона № 44-ФЗ
[5] В соответствии со статьей 25 и статьей 111.4 (кроме ч. 4) Федерального закона № 44-ФЗ
[6] Часть 9 статьи 111.4 Федерального закона № 44-ФЗ в новой редакции
[7] Заключение соглашения предусмотрено частью 1 статьи 25 Федерального закона № 44-ФЗ
[8] Недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой
[9] Пункт 5 части 2 статьи 111.4 Федерального закона № 44-ФЗ
[10] Часть 9 статьи 3 Федерального закона № 484-ФЗ
Чем вызваны изменения и какое влияние они окажут на рынок?
Благодаря изменениям в области регулирования офсетных контрактов, принятым в 2022 году, была установлена возможность заключения офсетных контрактов несколькими субъектами РФ. Теперь же законом урегулирован вопрос проведения совместных закупок в рамках одного субъекта РФ с несколькими заказчиками, что отвечает реальной практике заключения офсетных контрактов. Так, например, в г. Москве уже реализован офсет с несколькими заказчиками, в рамках которого предоставляются услуги по прокату, стирке и чистке текстильных изделий, предусматривающие встречные инвестиционные обязательства исполнителя по созданию имущества, используемого для оказания данных услуг[1].
Однако отсутствие специального регулирования для таких проектов (помимо общего регулирования о совместных конкурсах) приводило к тому, что практика таких совместных конкурсов была минимальной. Таким образом законодатель отреагировал на необходимость усовершенствования офсетного регулирования, что должно привести к дальнейшему росту применения механизма офсетного контракта.
[1] Заказчиками в данном проекте выступает несколько бюджетных и казенных учреждений г. Москвы // ЕИС ЗАКУПКИ.

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF