Статья
«Концессии в ЖКХ: мнение»
Денис Качкин, Управляющий партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП АБ «Качкин и Партнеры» с мнением по концессиям в ЖКХ.
Представленный отчет Счетной палаты убедительно демонстрирует, что механизм концессий, несмотря на свое широкое распространение в жилищно-коммунальной сфере, до настоящего времени не стал полноценным инструментом масштабного привлечения внебюджетных инвестиций. На концессии приходится 85 % всех заключенных соглашений, но при этом в концессию передано лишь 12,4 % объектов ЖКХ. Преобладающее число соглашений – это малобюджетные проекты с инвестициями менее 10 млн рублей. Такая картина требует системного переосмысления подходов к правовому и институциональному сопровождению концессионной модели в сфере ЖКХ.
Как консультант, специализирующийся на проектах ГЧП уже почти 15 лет, отмечу несколько ключевых проблемных узлов, которые препятствуют полноценной реализации инвестиционного потенциала концессий в этой отрасли.
- Недостаток федеральных игроков на рынке концессий
Сегодня лишь семь федеральных концессионеров ведут деятельность более чем в двух регионах, при этом на их долю приходится почти 59 % всех заявленных инвестиций. Это свидетельствует о высокой концентрации инвестиционных ресурсов в руках немногих игроков и о нехватке условий для формирования устойчивого пула новых федеральных концессионеров. Чтобы изменить ситуацию, необходимы:
- более качественная подготовка проектов, прежде всего публичной стороной, более активное использование конкурсных процедур для создания здоровой конкурентной среды в отрасли и унификация требований к квалификации концессионеров (в том числе к опыту и финансовой устойчивости);
- создание на федеральном уровне единого методического центра компетенций, целью деятельности которого было бы внедрение лучших отраслевых практик и снижение транзакционных издержек на подготовку качественных проектов публичной стороной;
- оптимизация тарифной политики и корректировка баланса между интересами потребителей и инвесторов для повышения рентабельности проектов;
- усиление мер по защите прав концессионеров, особенно в части предсказуемости тарифного регулирования и учета «особых обстоятельств».
- Индекс ограничения роста платы граждан за ЖКУ как тормоз инвестиций
Формируемый на федеральном уровне индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (индекс роста платежей населения) по-прежнему оказывает существенное сдерживающее влияние на инвестиции в сферу ЖКХ. В условиях, когда значительная часть объектов нуждается в модернизации, а доля изношенных сетей достигает 40–50 %, жесткое ограничение на рост тарифов не позволяет концессионерам закладывать в проектные модели возврат инвестиций и окупаемость проектов.
Без пересмотра подходов к расчету и применению индекса (например, через предоставление возможности дифференциации по регионам или для отдельных категорий проектов) рассчитывать на приток долгосрочного частного капитала невозможно. Особенно это актуально в контексте задач, поставленных в нацпроекте «Инфраструктура для жизни», требующего мобилизации 4,5 трлн рублей до 2030 года.
- Отсутствие комплексного подхода к государственной поддержке
Одна из главных системных проблем, выявленных Счетной палатой, – это отсутствие на федеральном уровне комплексного подхода к реализации мер государственной поддержки концессионных проектов. Поддержка предоставляется в разрозненной форме, через разные ведомства и по различным критериям. Механизмы льготного финансирования, инфраструктурные бюджетные кредиты, компенсации капвложений не увязаны между собой, отсутствует единый цифровой ресурс, содержащий агрегированную информацию о доступных мерах поддержки.
Бизнесу зачастую приходится «собирать» проект по частям, взаимодействуя с несколькими ведомствами, каждое из которых использует собственные критерии и подходы. Это не только усложняет реализацию проектов, но и снижает доверие инвесторов к системе как таковой. Создание единого федерального окна поддержки концессионных проектов – как информационного, так и организационного – представляется критически важным шагом.
Вывод
Для превращения концессий в полноценный рычаг привлечения частных инвестиций в ЖКХ необходимо устранить институциональные барьеры, устранить дублирование функций между ведомствами и обеспечить единые правила игры как на федеральном, так и на региональном уровне. Совершенствование законодательства о концессионных соглашениях, пересмотр тарифной политики и выстраивание системы государственной поддержки на принципах комплексности и прозрачности – это не просто рекомендации, а необходимые условия для устойчивого развития отрасли.
Материал опубликован на сайте «Бюллетень Счетной палаты РФ» №5 (331) 2025

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Брошюра по ГЧП 2025 PDF
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF