Статья

Денис Качкин, Управляющий партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП АБ «Качкин и Партнеры» с мнением по концессиям в ЖКХ.

Представленный отчет Счетной палаты убедительно демонстрирует, что механизм концессий, несмотря на свое широкое распространение в жилищно-коммунальной сфере, до настоящего времени не стал полноценным инструментом масштабного привлечения внебюджетных инвестиций. На концессии приходится 85 % всех заключенных соглашений, но при этом в концессию передано лишь 12,4 % объектов ЖКХ. Преобладающее число соглашений – это малобюджетные проекты с инвестициями менее 10 млн рублей. Такая картина требует системного переосмысления подходов к правовому и институциональному сопровождению концессионной модели в сфере ЖКХ.

Как консультант, специализирующийся на проектах ГЧП уже почти 15 лет, отмечу несколько ключевых проблемных узлов, которые препятствуют полноценной реализации инвестиционного потенциала концессий в этой отрасли.

  1. Недостаток федеральных игроков на рынке концессий

Сегодня лишь семь федеральных концессионеров ведут деятельность более чем в двух регионах, при этом на их долю приходится почти 59 % всех заявленных инвестиций. Это свидетельствует о высокой концентрации инвестиционных ресурсов в руках немногих игроков и о нехватке условий для формирования устойчивого пула новых федеральных концессионеров. Чтобы изменить ситуацию, необходимы:

  • более качественная подготовка проектов, прежде всего публичной стороной, более активное использование конкурсных процедур для создания здоровой конкурентной среды в отрасли и унификация требований к квалификации концессионеров (в том числе к опыту и финансовой устойчивости);
  • создание на федеральном уровне единого методического центра компетенций, целью деятельности которого было бы внедрение лучших отраслевых практик и снижение транзакционных издержек на подготовку качественных проектов публичной стороной;
  • оптимизация тарифной политики и корректировка баланса между интересами потребителей и инвесторов для повышения рентабельности проектов;
  • усиление мер по защите прав концессионеров, особенно в части предсказуемости тарифного регулирования и учета «особых обстоятельств».
  1. Индекс ограничения роста платы граждан за ЖКУ как тормоз инвестиций

Формируемый на федеральном уровне индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (индекс роста платежей населения) по-прежнему оказывает существенное сдерживающее влияние на инвестиции в сферу ЖКХ. В условиях, когда значительная часть объектов нуждается в модернизации, а доля изношенных сетей достигает 40–50 %, жесткое ограничение на рост тарифов не позволяет концессионерам закладывать в проектные модели возврат инвестиций и окупаемость проектов.

Без пересмотра подходов к расчету и применению индекса (например, через предоставление возможности дифференциации по регионам или для отдельных категорий проектов) рассчитывать на приток долгосрочного частного капитала невозможно. Особенно это актуально в контексте задач, поставленных в нацпроекте «Инфраструктура для жизни», требующего мобилизации 4,5 трлн рублей до 2030 года.

  1. Отсутствие комплексного подхода к государственной поддержке

Одна из главных системных проблем, выявленных Счетной палатой, – это отсутствие на федеральном уровне комплексного подхода к реализации мер государственной поддержки концессионных проектов. Поддержка предоставляется в разрозненной форме, через разные ведомства и по различным критериям. Механизмы льготного финансирования, инфраструктурные бюджетные кредиты, компенсации капвложений не увязаны между собой, отсутствует единый цифровой ресурс, содержащий агрегированную информацию о доступных мерах поддержки.

Бизнесу зачастую приходится «собирать» проект по частям, взаимодействуя с несколькими ведомствами, каждое из которых использует собственные критерии и подходы. Это не только усложняет реализацию проектов, но и снижает доверие инвесторов к системе как таковой. Создание единого федерального окна поддержки концессионных проектов – как информационного, так и организационного – представляется критически важным шагом.

Вывод

Для превращения концессий в полноценный рычаг привлечения частных инвестиций в ЖКХ необходимо устранить институциональные барьеры, устранить дублирование функций между ведомствами и обеспечить единые правила игры как на федеральном, так и на региональном уровне. Совершенствование законодательства о концессионных соглашениях, пересмотр тарифной политики и выстраивание системы государственной поддержки на принципах комплексности и прозрачности – это не просто рекомендации, а необходимые условия для устойчивого развития отрасли.

Материал опубликован на сайте «Бюллетень Счетной палаты РФ» №5 (331) 2025

 

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ