Новое в регулировании
Новое регулирование третейского разбирательства
С 1 сентября 2016 года вступает в силу новый Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» и вносятся изменения в ряд иных законодательных актов, касающихся третейского производства*.
Данные поправки необходимо учитывать при согласовании новых контрактов, предусматривающих рассмотрение споров в третейских судах, и при инициировании третейского разбирательства после 1 сентября. В качестве наиболее интересных положений хотелось бы отметить следующее.
- В процессуальных кодексах (ч.2 ст. 33 АПК РФ, ч.2 ст. 22.1 ГПК РФ) появится перечень споров, которые не могут передаваться на рассмотрение третейского суда. Перечень не является исчерпывающим, дополнительные исключения могут предусматриваться федеральными законами.
- Вопреки сложившейся практике ряд корпоративных споров смогут быть предметом третейского разбирательства. Однако заключить арбитражное соглашение о передаче такого спора в третейский суд можно только с 01.02.2017.
- Споры в сфере государственных и муниципальных закупок также можно будет передавать на рассмотрение третейского суда после вступления в силу федерального закона, регулирующего порядок определения постоянно действующего арбитражного учреждения, которое вправе рассматривать соответствующие споры. На настоящий момент такой закон отсутствует.
- Изменилась сфера применения закона о международном коммерческом арбитраже. Теперь в международный коммерческий арбитраж могут передаваться споры не только, если коммерческое предприятие одной из сторон находится за границей, но и если за границей находится место, с которым наиболее тесно связан предмет спора, или место, где должна быть исполнена значительная часть обязательств, вытекающих из отношений сторон.
Также обращаем внимание, что, если раньше в международный коммерческий арбитраж могли передаваться споры с участием предприятий с иностранными инвестициями, то теперь вместо данной категории споров закон предусматривает возможность рассмотрения споров, возникших в связи с осуществлением иностранных инвестиций на территории Российской Федерации или российских инвестиций за границей.
- Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) и Морская арбитражная комиссия (МАК) при Торгово-промышленной палате РФ будут вправе рассматривать не только внешнеэкономические споры, но и внутренние споры.
- В законодательстве прямо закреплено правило о том, что при толковании арбитражного соглашения любые сомнения должны толковаться в пользу его действительности и исполнимости.
- Существующим и вновь создаваемым третейским судам предстоит получить специальное разрешение Правительства РФ на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения. На получение данного разрешения судам дается 1 год с момента вступления в силу законодательных актов, устанавливающих порядок получения данного разрешения (с 01.11.2016). Данное требование не распространяется на Международный коммерческий суд и Морскую арбитражную комиссия при ТПП РФ.
- Третейский суд ad hoc (образованный сторонами для разрешения конкретного спора) обладает в соответствии с законом меньшими полномочиями, чем институциональный арбитраж. В частности, такие суды не вправе рассматривать корпоративные споры и стороны не вправе договориться об окончательности решений таких судов.
- Постоянно действующие арбитражные учреждения будут обязаны публиковать рекомендованные списки арбитров. Стороны спора вправе руководствоваться данными списками при выборе арбитров, но не обязаны.
При заключении арбитражного соглашения необходимо учитывать, что стороны вправе договориться о неприменении ряда положений закона об арбитраже в силу прямого указания в арбитражном соглашении (например, стороны могут договориться об ограничении полномочий государственных судов по назначению / прекращению полномочий арбитров, об окончательности решения арбитража и т. д.).
* Федеральный закон от 29.12.2015 № 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» в связи с принятием Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».