Новое в регулировании
ФАС отрегулировали. Новые правила позволят более гибко изменять концессионные соглашения
28 апреля 2015 года было принято постановление Правительства РФ № 406 (далее – Постановление). Постановлением внесены существенные изменения в Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24.04.2014 № 368 (далее – Правила).
Среди наиболее значительных изменений, внесенных Постановлением в Правила, следует отметить следующие поправки:
1. Установлено, что Правила распространяются на согласование изменения условий концессионных соглашений в отношении всех объектов концессионных соглашений.
Федеральным законом от 21.07.2014 № 265-ФЗ были внесены поправки в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»*, согласно которым согласование антимонопольного органа требуется в случае:
- продления срока действия концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект РФ или муниципальное образование;
- изменения существенных условий концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект РФ или муниципальное образование.
До принятия Постановления Правилами регулировалось только согласование изменения условий концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (далее – объекты коммунальной инфраструктуры).
Порядок и основания согласования в иных случаях нормативно установлены не были.
Согласно внесенным Постановлением изменениям действие Правил распространено на согласование изменения условий концессионного соглашения (в т.ч. продление срока действия соглашения) в отношении всех объектов концессионных соглашений, а не только объектов коммунальной инфраструктуры. Таким образом, появились порядок и основания согласования и таких изменений в концессионное соглашение.
2. Уменьшен срок, по истечении которого с даты заключения концессионного соглашения возможно согласование изменения условий концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры.
Ранее условия концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры могли быть изменены только в случае, если с даты заключения концессионного соглашения прошло не менее 3 лет. Постановлением данный срок значительно сокращен – с 3 лет до 1 года. Данная поправка позволит оперативно вносить изменения в концессионные соглашения с тем, чтобы избежать случаев, когда исполнение соглашения становится невыгодным для его сторон.
Отметим, что в отношении иных объектов концессионного соглашения не установлен срок, по истечении которого возможно внесение изменений в соглашение.
3. Расширен перечень оснований для согласования изменения условий концессионного соглашения.
Постановлением в данный перечень дополнительно включены:
- вступление в силу нормативных правовых актов РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, в связи с которыми:
- стороны концессионного соглашения оказываются неспособными выполнить принятые на себя обязательства (ранее по данному основанию не учитывалось вступление в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления);
- ухудшается положение концессионера по сравнению с тем положением, в котором он находился на момент заключения соглашения, в результате чего концессионер в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении соглашения, в том числе в связи с увеличением совокупной налоговой нагрузки, установлением режима запретов и ограничений в отношении концессионера;
- вступление в законную силу решения суда или ФАС России, которым установлена невозможность исполнения концессионером или концедентом установленных концессионным соглашением обязательств вследствие решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и (или) их должностных лиц;
- установление регулируемых цен (тарифов), надбавок к ценам (тарифам), по которым концессионер предоставляет потребителям товары, работы, услуги, с применением долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, которые не соответствуют таким параметрам, предусмотренным концессионным соглашением.
4. Уточнены основания для отказа в согласовании изменения условий концессионного соглашения.
Установлены дополнительные основания для отказа в согласовании условий концессионного соглашения:
- если объем расходов, финансируемых за счет средств концедента, на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения (объектов коммунальной инфраструктуры) подлежит увеличению;
- если ухудшаются плановые значения предусмотренных концессионным соглашением технико-экономических показателей объектов коммунальной инфраструктуры.
В заключение отметим, что в целом принятие Постановления окажет положительное влияние на реализацию концессионных соглашений. Благодаря внесенным в Правила поправкам концессионеры получат больше возможностей для изменения невыгодных условий концессионных соглашений. Постановление вступило в силу 8 мая 2015 года; таким образом, концессионеры уже сейчас могут воспользоваться преимуществами, установленными Постановлением.
* Изменения вступили в силу 1 февраля 2015 года
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF