Новое в регулировании
Изменения законодательства о контрактной системе
В течение 2016 года в законодательство о закупках неоднократно вносились изменения, часть которых вступила в силу 1 января нового года. Обновленное регулирование существенно расширяет рынок закупок по закону о контрактной системе и содержит ряд уточняющих положений. Наиболее значимые из них мы отразили в настоящем сообщении.
- С 1 января ГУПЫ и МУПЫ (за отдельными исключениями) осуществляют закупки в общем порядке (в рамках 44-ФЗ)
- Установлены дополнительные требования к участникам закупки (отсутствие уголовно-правовых и административных наказаний в отношении физических и должностных лиц)
- Утверждены типовые условия контрактов для привлечения субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства
Подробнее об этих изменениях:
Установлены дополнительные требования к участникам закупки.
Перечень требований к участникам закупки, предусмотренный статьей 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – «Закон № 44-ФЗ»), был дополнен следующими пунктами:
- отсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса РФ [1] (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- непривлечение участника закупки — юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях [2] в течение 2 лет до момента подачи заявки на участие в закупке.
Участник закупки подтверждает соблюдение данных требований путем представления в составе заявки декларации о соответствии. При отсутствии декларации заявка будет отклонена как не соответствующая требованиям Закона № 44-ФЗ.
ГУПЫ и МУПЫ (за отдельными исключениями) осуществляют закупки в общем порядке (в рамках 44-ФЗ).
Напомним, что с 1 января 2017 года закупки государственными и муниципальными унитарными предприятиями по общему правилу регулируются Законом № 44-ФЗ [3]. Ранее ГУПы и МУПы руководствовались Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – «Закон № 223-ФЗ»), предусматривающим упрощенный порядок осуществления закупок.
Однако еще до вступления в силу новых положений о переходе унитарных предприятий на Закон № 44-ФЗ была принята норма о том, что ФГУПы, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства, продолжат осуществлять закупки по Закону № 223-ФЗ. Перечень указанных предприятий утверждается Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ.
Утверждены типовые условия контрактов для привлечения субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства.
04.01.2017 г. вступило в силу постановление Правительства РФ, которым утверждены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – «НКО») [4]. Акт принят в развитие части 7 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, дающей высшему исполнительному органу государственной власти право устанавливать подобные условия.
Среди типовых положений контрактов, в частности, предусмотрены обязанности подрядчика:
- представить заказчику копию договора с соисполнителем и декларацию о его принадлежности к субъектам малого предпринимательства в течение 5 рабочих дней с момента заключения такого договора;
- оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары (выполненные работы, оказанные услуги) в течение 30 дней с даты подписания актов сдачи-приемки;
- нести гражданско-правовую ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков (соисполнителей).
Напомним, что в соответствии с законодательством о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных НКО в объеме не менее 15 % совокупного годового объема закупок.
Одновременно с этим публичный субъект вправе при определении поставщика установить в извещении об осуществлении закупки требование к подрядчику о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных НКО.
[1] Это следующие преступления – незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289), получение взятки (ст. 290), дача взятки (ст. 291), посредничество во взяточничестве (ст. 291.1).
[2] Речь идет о таком правонарушении, как незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
[3] Федеральный закон от 03.07.2016 № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц».
[4] Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF