Статья
«Применение механизма особых обстоятельств при реализации концессионных отношений»
Алина Вишневская, юрист практики по инфраструктуре и ГЧП АБ «Качкин и Партнеры» с материалом об особых обстоятельствах в концессионных соглашениях.
Наличие в концессионном соглашении механизма особых обстоятельств — это одно из условий «банкуемости» проекта, обеспечения инвесторами и финансирующими организациями маржинальности своих проектных рисков и риска невозврата инвестиций. В статье рассматриваются особенности и практика применения указанного механизма, а также приводятся рекомендации для проектов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
Комплексная реформа отрасли обращения с отходами предусматривает необходимость решения к 2030 г. масштабных задач, среди которых создание устойчивой системы обращения с ТКО, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 % и снижение в два раза объема отходов, направляемых на полигоны (подп. «в» п. 1 Указа Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [1]).
В настоящее время действующая инфраструктура не позволяет достичь решения обозначенных задач. Реализация указанных мероприятий по большей части предполагается за счет внебюджетных источников. Одной из наиболее распространенных и действенных форм привлечения частного капитала в отрасль обращения с отходами является реализация концессионных соглашений.
Существенная часть новых мощностей обработки, утилизации и захоронения ТКО создается с помощью концессионных соглашений. В 2023 г. на официальном сайте торгов было опубликовано 21 концессионное соглашение в сфере ТКО, реализуемое в порядке частной концессионной инициативы. Несмотря на нестабильную экономическую ситуацию, рост темпа инфляции и ключевой ставки, в России с начала прошлого года подписано более 23 концессий в отношении объектов ТКО с общим объемом инвестиций порядка 60 млрд руб. Концессионное соглашение, заключаемое между инвестором и публичным органом (субъектом Российской Федерации) в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», позволяет детально прописать обязанности каждой из сторон соглашения, распределить проектные риски и обеспечить окупаемость инвестиций концессионера.
Одним из важнейших механизмов перераспределения проектных рисков, обычно предусматриваемых и рекомендуемых в концессионных соглашениях, является механизм особых обстоятельств. Указанный механизм находит широкое применение в практике реализации концессионных соглашений, позволяет сторонам соглашения минимизировать негативные последствия наступления тех или иных обстоятельств, совместными усилиями выработать стратегию и способы защиты проекта.
Понятие и признаки особого обстоятельства
Под особыми обстоятельствами обычно понимаются заранее установленные в концессионном соглашении обстоятельства, не вызванные недобросовестным поведением концессионера и имеющие определенные правовые последствия для сторон соглашения. До недавнего времени институт особых обстоятельств не был определен в законе № 115-ФЗ и его использование было сопряжено с различными рисками. Внесенными в 2023 г. изменениями в законе № 115-ФЗ закреплен механизм особых обстоятельств, его основные признаки и допустимые последствия.
Эти изменения упрощают процесс согласования указанного механизма в концессионном соглашении с публичной стороной, а также минимизируют риск привлечения концессионера к ответственности за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств и риск невозмещения концессионеру дополнительных расходов в связи с наступлением таких обстоятельств. Нормативное определение особых обстоятельств, закрепленное в п. 18 ч. 2 ст. 10 закона № 115-ФЗ, структурировано несколько шире, чем то, которое используется обычно на практике, поскольку, в частности, не содержит требований к поведению концессионера, а также ограничений по характеру и количеству допустимых последствий наступления особого обстоятельства.
К наиболее традиционным инструментам устранения последствий наступления особых обстоятельств, закрепляемым в концессионных соглашениях, можно отнести:
- освобождение концессионера от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по концессионному соглашению;
- продление промежуточных сроков на срок задержки, связанной с наступлением особого обстоятельства;
- возмещение концедентом дополнительных расходов и (или) компенсация недополученных доходов инвестора, возникших в связи с наступлением особого обстоятельства. Указанный инструмент прямо выделен в законе № 115-ФЗ как одно из возможных последствий наступления особого обстоятельства.
К сведению
Нормативное определение особых обстоятельств, добавленное в закон № 115-ФЗ, не содержит требований к поведению концессионера, а также ограничений по характеру и количеству допустимых последствий наступления особого обстоятельства.
Полная версия материала опубликована в журнале «Твердые бытовые отходы» май 2024

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF